Программирование будущего в образовании: создание новой модели Павел Олегович Лукша ШКОЛА-2020
2 Образование в «реактивной парадигме» Несоответствия между организацией образования и запросами государства и экономики Изменения приходят извне, а образовательная система реагирует: –ЕГЭ «отменить»; Болонский процесс «остановить»; … «Реактивная парадигма» - слабая позиция: «верните то, что было раньше» СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ: «ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ЕЩЕ ЛУЧШЕ» – НОВАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
3 Новая модель образования Ответ на новые общемировые вызовы Ответ на стратегию страны в мире (геополитическую, экономическую, научную, культурную …) Ответ на запросы и потребности обучаемых ЕСТЬ ЛИ ЭТОТ ОТВЕТ?
4 Школьное образование: новые общемировые вызовы «Пост-информационное общество»: традиционная модель передачи знаний вообще не нужна («Google знает все») Непрерывное образование в течение жизни: деинституционализация процесса обучения («iPod вместо лектора» и т.п.) «Школа жизни» или «школа как место для неудачников»? (a la армия сейчас)
5 Страновая ситуация и стратегические дилеммы Геополитика (сильная Европа, давление Китая, внутренняя нестабильность, депопуляция): новая модель или исчезновение единой страны Экономика («эпоха после нефти», невозможность конкурировать с Азией): интеллектуальное производство или «третий мир» Наука (разрушение научных школ, объективная невозможность лидерства в ключевых областях): фокусный прорыв или «третий мир» Культура (исчезновение «русского мира», конфликт религии и модернизации): культурное возрождение или культурное вырождение
6 Прагматика: что будет заботить выпускников 2020 года? Конкуренция на глобальном рынке труда: традиционные и новые развитые страны (Азия- 2020: +1 млрд городских жителей) Технологический и социальный прогресс: самыми престижными будут профессии, которых сегодня еще нет, а навыки, которым обучили в школе, перестанут быть актуальными Работодатели получают «полуфабрикат», который надо сильно доучивать – практический опыт важнее знаний
7 Будущее нельзя узнать, но можно создать Тренды создают разнообразие сценариев НО Выбор конкретного сценария зависит от наших действий
8 Перепрограммирование (школьного) образования? Пересмотр моделей образования для постинформационного общества ОЗНАЧАЕТ –Ответ на новые вызовы образованию –Позицию относительно приоритетов страны –Ключевые навыки для работников 2025 г. (в реальной связи школы с профессиональным миром)
9 Некоторые элементы новой модели образования Отказ от традиционной модели «учитель-рассказчик» в пользу модели совместного исследования Отказ от традиционной модели «обучения предметам» в пользу «научения компетенциям» Ключевые компетенции: –работа в современных организациях (коммуникация, управление и творчество в группах равных и разных) –работа в мире избыточной информации Новая обучающая среда
10 Некоторые идеи новой модели образования Совместный труд и совместное творчество Уверенное знание, а не «правильный ответ» Совместный поиск истины Реальная ученическая демократия Отказ от классо- и уроко- центричной системы обучения Обучение навыкам научения Идеи русских педагогов-новаторов (Шацкий, Макаренко, …) – основа новой модели образования? А ЧТО ЕЩЕ?
11 Программирование будущего: «пробы дизайна»
12 «Пробы будущего» для новой обучающей среды: школа-2020 в Англии и США
13 Что можно было бы сделать: инициативы для государства Государственная программа разработки методов обучения в постинформационном обществе Федеральная программа создания прототипов новой обучающей среды Государственно-частные программы разработки он-лайн курсов, сертификационных систем и пр. Гранты на создание и распространение инновационных программ обучения в частном и дополнительном образовании Программы международного обмена опытом, особенно – обучения иностранных учителей передовому российскому опыту
14 Школа-2020 Вызовы постинформационного общества реальны. Кризис образовательной системы и радикальная смена образовательных моделей – общемировое, а не только российское явление «Реактивная» парадигма означает, что государство заставит образовательную систему измениться – но не так и с опозданием Традиции российской педагогики могут позволить ей возглавить процесс смены мировой парадигмы образования – сумеем ли мы воспользоваться уникальным шансом «обгоняющего развития»?