UNNExT Семинар по наращиванию потенциала в сфере планирования и внедрения Единого окна Модуль 2 – Видение Усовершенствование процедур импорта / экспорта и документации в качестве стратегии по усовершенствованию национальной торговой конкуррентоспособности Под авторством Dr. Somnuk Keretho UNNExT Advisory Committee Director, Institute for IT Innovation Kasetsart University December 2011 Palais des Nations, Geneva При поддержке
Видение Единого окна ( и его цели ) Обсуждение того, что должно быть видением и целями, чтобы целевое Единое окно стало стратегически достигнутым Если Единое окно это путешествие, то первыми несколькими вопросами будут куда мы хотим пойти и почему мы хотим туда пойти.
Page 3 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Задачи этого модуля Предложить что все ещё существует множество возможностей в усовершенствовании конкуррентоспособности национальной торговли посредством улучшения процедур импорта/экспорта и рассмотрения обращений. Обсудить потенциальную пользу Единого окна посредством использования сверхвидения. Описать почему необходима систематичная структура и руководство планирования и внедрения Единого окна.
Речь идёт об Увеличении конкуррентоспособности национальной торговли Посредством улучшения процедур импорта/экспорта и рассмотрения документов среди государственных агенств, бизнеса и поставщиков логистических услуг (это называется улучшением посредством «Упрощения процедур торговли») Page 4 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva
Page 5 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Документы необходимые для каждой экспортной отгрузки риса ( от заказа на покупку и до момента выхода грузового контейнера из морского порта ) 21.Грузовой манифест внешнего моря (17) 22.Грузовой манифест внутренного моря (37) 23.Экспортная декларация (75,39) 24.Контрольный лист перехода товаров (22,3) 25.Запрос на разрешение экспорта риса (KP. 2) 26.Доклад о продажах (KP 3) (21) 27.Заявка на сбор разрешений для экспорта риса (A. 3) 28.Разрешение на экспорт риса (A. 4) (32) 29.Запрос на сертификат соответствия товара (MS. 13/1) (44) 30.Сертификат анализа (17) 31.Сертификат соответствия товара (MS. 24/1) (45) 32.Сертификат дезинфекции (21) 33.Запрос на фитосанитарный сертификат (PQ. 7) (29) 34.Фитосанитарный сертификат (34) 35.Запрос на сертификат происхождения 36.Сертификат происхождения(38) 1.Счёт-проформа (35) 2.Заказ на покупку (39) 3.Счёт-фактура (50) 4.Запрос на аккредитив (24) 5.Аккредитив (32) 6.Комплектация (25) 7.Заявка на страховку груза (20) 8.Ковернот (23) 9.Страховой полис(24) 10.Запрос на бронирование – Пересечение границы (24) 11.Подтверждение бронирования – Пересечение границы (31) 12.Запрос на бронирование – внутренний транспорт (16) 13.Подтверждение бронирования – внутренний транспорт (18) 14.Коносамент (40) 15.Запрос на передвижение пустого контейнера (TKT 305) (19) 16.Запрос на заход в порт (TKT 308.2) (27) 17.Доклад об обмене оборудования (EIR) (24) 18.Лист загрузки контейнера (18) 19.Сообщение листа котейнера (32) 20.Внешний лист контейнера (34) * Все документы, требуемые от государственных структур, трейдеров, банков, страховых компаний и поставщиков логистических услуг * Число в кавычках означает количество требуемых элекментов информации * Ссылка: Somnuk Keretho, UNNExT Presentation, документов, включающих 15 сторона и более чем 700 элементов информации Пример Тайланда
Page 6 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva - Анализ бизнес процесса - экспорт риса Жасмин из Тайланда - 1. Покупка – заключения договора и торговых условий 2. Получение экспортной лицензии 3. Регулирование транспорта 4. Регулирование инспекций и дезинфекции 5. Получение грузовой страховки 6. Подача таможенной декларации 7. Сбор пустых контейнеров со двора 8. Заполнение контейнеров 9. Трансфер в порт отправки 10. Таможенная очистка товаров 11. Переход контейнеров на терминалы и погрузка на судно 12. Подготовка документов, требуемых для импортёра 13. Проверка точности/аутентичности экспортируемого груза 14. Оплата – требование оплаты товаров день Процесс дня 2 дня 3 дня 4 дня 1день дня день 13 1 день Временной график 16 дней Требуются для завершения этих процедур и документообмена
Page 7 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Индикаторы могут помочь лицам, принимающим решения в понимании важности процедур экспорта/импорта, относящихся к конкуррентоспособности национальной торговли Индикаторы Казахстан Непал Тайланд Количество экспортных док-ов Время для экспорта (дни) Стоимости экспорта 3,005 1, (US$ за контейнер) Ссылка - World Banks Doing Business – Trading Across Border (7 Nov 2011) Сравнение среди 183 стран, стоимости и процедур вовлечённых в экспорт (и импорт) стандартизированной отгрузки товаров изучены Каждая вовлечённая официальная процедура записана – начиная с окончательного договорного соглашения между двумя сторонами и завершая доставкой товаров.
Page 8 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Время и документы необходимые для экспорта стандартизированного груза* * Больше документов будет требоваться для сельскохозяйственных и опасных товаров Ссылка - World Banks Doing Business – Trading Across Border (24 Oct 2011) 9 documents needed 4 documents needed
Page 9 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva В некоторых странах проще и быстрее торговать, но с некоторыми странами сложнее торговать. Усложнения в части требуемых документов и процедур, а также время необходимое для экспорта стандартизированного контейнера товаров ( средние значения по регионам ) В качестве примера, среднее время для экспорта из стран ОЭСР с высоким доходом примерно в три раза меньше чем среднне значение в Южной Азии и африканских странах, расположенных ниже Сахары
Page 10 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Почему трансграничная торговля в некоторых странах сложнее, занимает больше времени и стоит дороже ? Процедуры и рассмотрение документов всё ещё сильно зависят от бумажных форм Отсутствие и неправильная документация замедляет прогресс в цепи поставок Синхронизация документов и перевозки сложна и стоит дорого Наличие множества участников, собирающих одну и ту же информацию неэффективно и приводит к ошибкам Мы принимаем иные факторы, которые делают торговлю в развивающихся странах сложнее, включая инфраструктуру, взяточничество, отсутствие выхода к морю, … (но эти проблемы не ставятся к обсуждению в рамках этого семинара
Page 11 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Почему трансграничная торговля в некоторых странах проще, быстрее и менее сопряжена с рисками ? Основанная на бумажных документах система Безбумажная или электронная система документообмена В основном из-за того, что эти страны постепенно трасформировали/реформировали свои основанные на бумажных документах системы в платформу взаимного сотрудничества электронного правильства с бизнесом.
Page 12 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Влияние на экономику Economic Impacts задержек в трансграничной торговле Каждый дополнительный день задержки (по причине процедур торговой логистики) уменьшает эффективность торговли по меньшей мере на 1% Ссылка: Trading on Time, Simeon Djankov, Caroline Freund, and Cong S. Pham, World Bank (2007). Прямые и косвенные расходы на процедуры, связанные с импортом/экспортов и требуемую документацию составляют 1-15% от стоимости товара. Ссылка: Quantitative Assessment of the Benefits of Trade Facilitation, ОЭСР (2003).
Page 13 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Измерение влияния ( на время, стоимость и уменьшение сложности ) по причине системы Единого окна в Тайланде (2009) – через реформирование и применение ИТ в безбумажной таможне и системе Единого окна By World Bank Feb 2009www.doingbusiness.org Стоимость сделки уменьшена с 848 to 625 (~220 USD) за контейнер (x 3.5 миллионов штук в год) = 770 миллионов USD уменьшения стоимости сделок в год A Thai Case
Page 14 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Видение и цели Видение: увеличение конкуррентоспособности национальной торговли через улучшение процедур импорта/экспорта и рассмотрения документов Количественные цели: –25% лучше, быстрее и дешевле в трансграничной торговле в течение 5 лет** * Ссылка на страницу Мирового банка ( лучше значит лучший контроль, в т.ч. меньше мошенничества и путаницы, меньшее количество шагов и лучшее управление рисками, быстрее значит меньшее количество дней/часов для рассмотрения документов и прохождения процедур, и дешевле значит меньшую стоимость (как прямую, так и косвенную) ** Количественные числа здесь даны в качестве примера, который является видением 21 экономики АТЭС на (АТЭС = Азиатское и Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество
Page 15 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Почему требуется целостная и системная структура ? ( для внедрения / трансформирования Видения в Реальность ) * Referring to World Banks Index ( Видение Трудные для понимания Способы торговли. Поскольку сущесвует много задач, которые необходимо решить чтобы привести это Видение в Реальность Законы и Постановления Требуемые документы Несоответствие требованиям и технической инфраструктуре Различные заинтересованные лица Конфликт интересов Соответствия Власть Различные системы ICT Люди и бизнес в готовности Трудность в Обмене данных Барьеры в возможностях взаимодействия Региональная связность компонентов системы Связность компонентов системы внутри страны Система разработки Смена управления Достижение целей по уменьшению стоимости сделок и времени Страны АТЭС 25% лучше, быстрее, дешевле трансграничная торговля через 5 лет ( ) Стандарты Непонимание Реальность
Page 16 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Что есть Стуктура внедрения Единого окна (SWIF)? SWIF – это систематичная, основанная на архитектуре структура для претворения в жизнь планирования и внедрения Единого окна. SWIF адаптирует концепцию архитектуры предприятий и методологию развития для описания того, как следует выстраивать стратегическую архитектуру и мастер-план для внедрения Единого окна. Adopted from An Enterprise Architecture Framework, called TOGAF-9. SWIF Авторы: Markus Pikart (UNECE), Thayanan Phuaphanthong and Somnuk Keretho (Kasetsart University, Thailand), Wout Hofman (TNO), and Eveline van Stijn and Yao-Hua Tan (Vrije Universiteit Amsterdam)
Page 17 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Ключевые концепции и руководящие принципы в рамках SWIF 1.Выстраивание видения и целей – формулирование видения и целей Единого окна, где возможно – с количественными индикаторами, а также приведения в соответствие с национальными и/или региональными направлениями политики. 2.Декомпозиция – систематичное разложение и структурирование задач внедрения Единого Окна на более мелкие и осуществимые компоненты (предлагается 10 компонентов). 3.Итеративный цикл развития – как-есть либо актуальные условия этих 10 компонентов должны быть проанализированы, а затем необходимо развить и согласовать «будущие» архитектуры (вновь эти 10 компонентов) (обычно требуется множество повторов перед окончательным согласованием).
Page 18 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Ключевые концепции и руководящие принципы в рамках SWIF 4. Точки зрения – рассмотрение одних и тех же вещей, но с различным уровней деталей, основанном на интересе целевых аудиторий (как правило, с диаграммами). 5. Поэтапные действия fпо анализу, планированию и контролю проектов развития Единого окна посредством повторного прохождения этих 10 никто.
Page 19 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Резюме Улучшение процедур импорта/экспорта и документооборота осуществляется многими странами в виде стратегии по усовершенствованию конкуррентоспособности национальной торговли Важно установить и передать под мандат эти видения и количественные цели в качестве стратегического плана развития страны. По опыту многих стран, эти видения и цели могут быть осуществлены посредством поэтапной и систематичной трансформаци соответствующих основанных на бумаге систем в более эффективную безбумажную/электронную среду. Система Единого окна с поддержкой ИТ наряду с соответствующими реформами имеет потенциал активировать «сверх-видение».
Page 20 UNNExT Workshop on SW Planning and Implementation, December 2011, Geneva Резюме Сложные задачи в претворении видения Единого окна в реальность являются главной причиной необходимости целостной и систематичной структуры и руководящих принципов. Поскольку модели архитектуры предприятий являются широкопризнанными инструментами в построении межорганизационных сложных систем, основанная на архитектуре структура внедрения Еидного кона – рекомендуемый этим семинаром подход. * Ссылки Enterprise Architecture as Strategy, J.W. Ross, P. Weill, D.C. Robertson, Harvard Business School Press, The US Chief Information Officers Council (1999). Federal Enterprise Architecture Framework Version 1.1. September Enterprise Architecture as Platform for Connected Government, Dr. Pallab Saha, NUS Institute of Systems Science, 2010.Federal Enterprise Architecture Framework Version 1.1