1 Система автоматической идентификации подвижного состава САИ ПС
2 Задачи, решаемые САИ ПС Система обеспечивает действующие информационные системы достоверными и полными данными для использования в существующих технологиях управления эксплуатационной работой. САИ ПС позволяет обеспечить: автоматический учет операций с поездами и локомотивами на станциях, стыках и контрольных постах локомотивных депо; автоматический учет составности и пробегов пассажирских поездов; автоматический учет составности, времени оборота, пробегов и заходов в депо МВПС; автоматический учет перемещений специального самоходного подвижного состава (ССПС); автоматический учет операций с локомотивами на территории локомотивного депо; автоматический учет грузовых вагонов на подъездных путях, контроль расчлененного простоя на станциях и определение времени передачи и возврата из ремонта
3 Технические характеристики Высокая достоверность информации 0,9999. Работа во всем диапазоне скоростей железнодорожного транспорта. Устойчивость к электромагнитным помехам. Надежное чтение информации при неблагоприятных условиях (обледенение, снег, грязь). Надежная работы при температурах от -50º до +70º С.
4 Экономический эффект от внедрения САИ ПС САИ ПС сама по себе не образует экономических эффектов, но является необходимым условием для строгого исполнения технологии учета подвижного состава, а также обеспечивает раздельный пономерной учет подвижного состава разной собственности при всех контролируемых операциях. Это позволяет сократить время простоя локомотивов на станциях и на ремонтных позициях в депо, транзитных поездов на станциях, вагонов на подъездных путях предприятий и на сортировочных станциях, тем самым увеличить эффективность использования подвижного состава. Также, при помощи системы можно увеличивать количество точек контроля перевозочного процесса, что позволяет «высвечивать» и детерминировать до сих пор непрозрачные этапы технологии. Один из самых масштабных проектов создания аналогичной системы автоматической идентификации железнодорожного подвижного состава на основе СВЧ был реализован железными дорогами США, Канады и Мексики. Разработку системы осуществила фирма Amtech. Датчиками Amtech в США оборудованы 97% всех железнодорожных транспортных средств, в точках контроля перемещений подвижного состава установлены 3000 считывателей, передающих информацию в единый центр обработки, где ведется централизованная база данных. По оценкам североамериканских специалистов, система "Amtech" полностью оправдала затраты на ее внедрение, которые окупились в короткие сроки. Одним из заявленных эффектов было сокращение потребного парка подвижного состава на величины от 2% до 10%. Срок окупаемости системы составляет 2 года.
5 Состав системы САИ ПС В состав системы входят следующие элементы: –кодовые бортовые датчики на подвижном составе (КБД) –напольные пункты считывания (ПСЧ) –концентраторы информации линейного и дорожного уровня, подключенные к единой сети передачи данных –оборудование для кодирования и проверки КБД в депо –информационные системы и технологическая база ПСЧАРМ ТЧД Пункт кодирования КБД и ручной считыватель
6 Типовое размещение ПСЧ Пункты считывания (ПСЧ) устанавливаются в настоящее время в горловинах станций и на контрольных постах захода/выхода локомотивов в локомотивных депо, на канавах ПТОЛов. Такое расположение ПСЧ позволяет определять нахождение ТПС на перегоне с поездом, на станции или в локомотивном депо.
7 Учет операций с поездами на станциях Чтобы установить точное время прибытия, отправления или проследования поезда станции, необходимо помимо данных САИ ПС использовать данные устройств СЦБ. Это реализовано в системе ГИД «Урал- ВНИИЖТ», где по данным САИ ПС и АСОУП определяется номер и индекс поезда, который ведет идентифицированный САИ ПС локомотив, и этот поезд привязывается к нитке, построенной по данным устройств СЦБ.
8 Учет операций с локомотивами в депо В локомотивных депо по данным САИ ПС для каждого локомотива определяется время захода в депо, захода и выхода на/с канавы ПТОЛ (в случае установки ПСЧ на канавах ПТОЛ). Таким образом, для ТПC можно автоматически определять пробеги, время нахождения в депо, на ПТОЛе, в ожидании работы, а также ряд других количественных и качественных показателей эксплуатационной работы ТПС. Также можно автоматически контролировать положение на основе информации из КБД на локомотивах.
9 Управление парком подвижных единиц Оснащение парка пассажирских вагонов КБД позволит автоматически формировать натурный лист пассажирского поезда, фиксировать в реальном масштабе времени отцепки и прицепки вагонов к поезду, контролировать график движения поездов, время передачи поездов по междорожным стыкам. При дооснащении техническими средствами САИ ПС ЛВЧД можно будет автоматически контролировать пробеги и своевременность выполнения ремонта пассажирских вагонов. Оснащение КБД парка ССПС позволит контролировать выход ССПС на перегон для проведения работ во время окон.
10 Управление парком подвижных единиц Как показывает опыт использования САИ ПС, наиболее искаженная информация об операциях с вагонами возникает при подаче/уборке вагонов на подъездные пути крупных промышленных предприятий. Оснащение КБД подвижного состава и установка ПСЧ на подъездные пути крупных промышленных предприятий позволяет автоматически фиксировать время подачи и уборки вагонов. На сортировочных станциях с большими искажениями вносится в информационные системы информация о расчлененном простое вагонов. Установка ПСЧ между парками на сортировочных станциях позволит получать достоверную информацию о расчлененном простое.
11 Стыковка САИ ПС с АСУ Проведена стыковка САИ ПС с основными информационными системами. В настоящее время информационные сообщения САИ ПС непосредственно поступают в –АСОУП-2 –ГИД « Урал- ВНИИЖТ» –АСУ-Т и АСУТ-Т. Другие информационные системы могут сообщения САИ получать в регламенте из АСОУП-2.