РОССИЯ 2012 Порядки и стандарты оказания медицинской помощи как основа повышения качества оказания медицинской помощи МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Директор департамента Министерства здравоохранения Российской Федерации Л. А. Габбасова
С 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Федерального закона порядки оказания медицинской помощи разрабатываются по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и должны включать в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. 2 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации
По результатам проработки действующих порядков оказания медицинской помощи Минздравом России был проведен следующий объем мероприятий: 35 порядков оказания медицинской помощи, которые не соответствовали положениям Федерального закона 323-ФЗ и нуждались в связи с этим в признании утратившими силу, были актуализированы; 15 порядков оказания медицинской помощи были разработаны и приняты Минздравсоцразвития России после вступления в силу вышеуказанных положений Федерального закона 323-ФЗ и не нуждались в изменениях либо признании утратившими силу; также Минздравом России были разработаны 10 новых порядков оказания медицинской помощи. 3 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации
1. По видам оказания медицинской помощи приказами Минздравсоцразвития России и Минздрава России утверждены порядки оказания медицинской помощи: по первичной медико- санитарной, специализированной, высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, медицинской реабилитации, подготовлен проект порядка оказания паллиативной медицинской помощи; 2. По профилям оказания медицинской помощи приказами Минздравсоцразвития России утверждено 39 порядков оказания медицинской помощи; 3. По заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) приказами Минздравсоцразвития России утверждены 15 порядков оказания медицинской помощи. 4 Порядки оказания медицинской помощи Министерство здравоохранения Российской Федерации
В настоящее время утверждены 60 порядков оказания медицинской помощи по ее «профилям», видам медицинской помощи, заболеваниям или состояниям, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и являются обязательными для исполнения с 1 января 2013 года на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Все порядки были разработаны совместно с главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Российской Федерации, размещены на официальном сайте Минздрава России. и в настоящее время проходят процедуру государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. 5 Порядки оказания медицинской помощи Министерство здравоохранения Российской Федерации
В соответствии со ст. 37 Федерального закона стандарты оказания медицинской помощи разрабатываются в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения : медицинских услуг; лекарственных препаратов (с указанием средних доз), зарегистрированных на территории Российской Федерации, в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакологической группой по АТХ классификации, рекомендованной ВОЗ; медицинских изделий имплантируемых в организм человека; компонентов крови; видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; иного исходя из особенностей заболевания (состояния). 6 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации
В 2012 году приказами Минздрава России утверждены 775 стандартов оказания медицинской помощи. Работа над стандартами оказания медицинской помощи в Министерстве проводилась в течение 3-х лет. За последние 5 месяцев 2012 г. в ходе подготовки проектов приказов по утверждению стандартов оказания медицинской помощи совместно с Минюстом России вырабатывались единые подходы к требованиям по оформлению данных приказов. Экспертными профильными группами под руководством главных внештатных специалистов министерства были пересмотрены ранее разработанные стандарты оказания медицинской помощи, устранены дублирующие положения об услугах и моделях, спорных позициях, особенно в отношении лекарственных препаратов. 7 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации
Проведен анализ распределения стандартов оказания медицинской помощи по классам Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ – 10) с учетом охвата наиболее часто встречающихся по статистике заболеваний и определяющих высокие показатели заболеваемости согласно данным отчетных статистических форм. Разработанные стандарты оказания медицинской помощи позволяют обеспечить лечение в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи при заболеваниях, определяющих более 85% случаев от общей заболеваемости населения. Часть стандартов оказания медицинской помощи объединяют несколько кодов МКБ – 10. В дальнейшем работа по стандартизации оказания медицинской помощи продолжится, а также началась робота по созданию национальных клинических протоколов. 8 Стандарты оказания медицинской помощи Министерство здравоохранения Российской Федерации
Разработанные стандарты оказания медицинской помощи прошли экспертную оценку в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования с целью определения финансово- экономической составляющей. По заключению ФФОМС финансовое обеспечение части стандартов значительно превышает средние нормативы затрат на один койко- день в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в рамках ОМС. Учитывая переходный период гг., в течение которого сохранится бюджетно-страховая модель оплаты медицинской помощи. В настоящее время прорабатывается вопрос механизмов финансирования ресурсоемких стандартов оказания медицинской помощи 9 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации
С 2013 года оплата за оказание медицинской помощи будет производиться в рамках обязательного медицинского страхования с учетом стандартов оказания медицинской помощи, а в случае отсутствия стандарта оказания медицинской помощи по какому- либо заболеванию, оплата по системе обязательного медицинского страхования будет проводиться по среднему профильному тарифу. С целью оценки эффективности внедрения и применения стандартов оказания медицинской помощи в 2013 году планируется проводить мониторинг применения стандартов оказания медицинской помощи по услугам. 10 Стандарты оказания медицинской помощи Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерством здравоохранения Российской Федерации Проведена работа по формированию клинико-статистических групп (КСГ) для последующего перехода на оплату по системе КСГ (DRG). Разработаны рекомендации по определению способов оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико- статистических групп болезней (КСГ). Письмом Минздрава России от г. 14-6/10/ в субъекты РФ для использования в работе были направлены рекомендации «Способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп болезней (КСГ)» 11 Стандарты оказания медицинской помощи Министерство здравоохранения Российской Федерации
В ходе проверок 60-ти субъектов Российской Федерации, которые Министерство провело за 2012 год в рамках организации работы по контролю за соблюдением субъектами Российской Федерации исполнения мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации приоритетного национального проекта «Здоровье», осуществлялась в том числе оценка готовности медицинских организаций субъектов Российской Федерации к выполнению федеральных порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Комиссиями Министерства проводились встречи с руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и трудовыми коллективами медицинских организаций, на которых обсуждались в том числе вопросы, связанные с внедрением и применением порядков и стандартов оказания медицинской помощи. 12 Стандарты оказания медицинской помощи Министерство здравоохранения Российской Федерации
Модернизация учреждений здравоохранения позволила внедрить 98 стандартов медицинской помощи при заболеваниях, являющихся основными причинами высокой смертности и заболеваемости по профилям: кардиология, пульмонология, онкология, гастроэнтерология, гематология, педиатрия и другие. Стандарты внедрены в 3537 больничных учреждениях (80 % от участвующих в системе ОМС) – в среднем более 20 стандартов в каждом субъекте Российской Федерации. Лечение по стандартам получили более 12,3 млн. пациентов. 13 Стандарты оказания медицинской помощи Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации 14 Контроль качества и безопасности медицинской деятельности Статья 88. Государственный контроль Статья 89. Ведомственный контроль качества Статья 90. Внутренний контроль
Статья 88. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями. 2. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем: 1) проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья; 2) Осуществления лицензирования медицинской деятельности; 3) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; 4) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований; 5) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению); 6) проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом; 7) проведения проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами и организациями, указанными в части 1 статьи 89 и в статье 90 настоящего Федерального закона. 3. Порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 88 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» 1152 от Порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Задачи государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Министерство здравоохранения Российской Федерации 17 ПредупреждениеВыявлениеПресечение Принятие предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения обязательных требований Нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 89 Федерального закона от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Министерство здравоохранения Российской Федерации Приказ Минздрава России «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» от н 18 Порядок организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Предмет проверок в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Министерство здравоохранения Российской Федерации 19 Соблюдение порядков и стандартов мед. помощи Соблюдение работниками установленных ограничений при осуществлении проф.деятельности Соблюдение безопасных условий труда, требований по безопасному применению, эксплуатации и утилизации мед. изд.
Задачи ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Министерство здравоохранения Российской Федерации 20 1.предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан; 2.принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; 3.обеспечение качества медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти; 4.определение показателей качества деятельности подведомственных органов и организаций; 5.контроль соблюдения объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных органам исполнительной власти; 6.создание системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг.
Спасибо за внимание! Министерство здравоохранения Российской Федерации 21