1 Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальный аккредитационный центр Национальная модель аккредитации в Республике Казахстан: опыт и перспективы Сейдахметова Римма директор
2 Основа развития системы аккредитации в Казахстане Государственная программа развития образования ( гг) Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Президента РК народу Казахстана от 1 марта 2006г. и Программа Правительства РК на гг. План мероприятий по исполнению Общенационального плана мероприятий по реализации Посланий Президента РК, озвученных в гг. и Программы Правительства РК на гг. Государственная программа «Путь в Европу» на годы, утверждена Указом Президента РК от 29 августа 2008г. 653
Предпосылки аккредитации: международный аспект 1) выполнение соглашений между странами ЕврАзЭс и СНГ; 2) защита прав на образование за рубежом и на международном рынке труда граждан Казахстана; 3) интеграция системы высшего и послевузовского образования Казахстана в Болонский процесс; 4) сотрудничество с международными сетями по качеству образования для обмена информацией и разработки сопоставимых критериев и процедур; 5) повышение качества образования не только в интересах удовлетворенности получения образовательных услуг граждан, общества, государства, но и для обеспечения международной конкурентоспособности отечественной системы образования; 6) стимулирование внутренней и внешней мобильности студентов и преподавателей. 3
4 Закон РК «Об образовании» - обозначены формы осуществления аккредитации (институциональная и специализированная), а также право вузов на прохождение международной аккредитации Правила аккредитации образования (Постановление Правительства РК от 29 декабря 2007г. 1385) Инструкция по организации и проведению аккредитации организаций образования (Приказ МОН РК от 5 марта 2008г. 109). Законодательная база процесса аккредитации вузов
5 Структура национальной модели аккредитации I. Внутренняя оценка II. Внешняя экспертиза III. Решение об аккредитации IV. Публикация результатов
6 Этапы институциональной аккредитации Самооценка на основе стандартов аккредитации, предварительное обследование, подготовка отчета, консультирование НАЦ МОН РК Предварительное изучение отчета по самооценке экспертной комиссий за 4 недели до визита 1 ЭТАП Подготовка организации организации образования к аккредитации Подача заявления организацией образования Договор между организацией образования и НАЦ Оценивание внешней экспертной комиссией деятельности организации образования в соответствии со стандартами аккредитации 2 ЭТАП Визит в организацию образования внешней экспертной комиссии ( 2-4 дня) Письменный отчет внешней экспертной комиссии 3 ЭТАП Принятие решения об аккредитации Аккредитацион-ным советом Заседание Аккредитационного совета НАЦ НАЦ готовит материалы для заседания АС 4 ЭТАП Публикация информации об аккредитации организации образования в СМИ и на ВЕБ-сайте План мероприятий по улучшению деятельности организации образования
7 Стандарты - по институциональной аккредитации высших учебных заведений; -институциональной аккредитации медицинских вузов; -по аккредитации педагогических и инженерно-технических специальностей бакалавриата и магистратуры. Руководства -по проведению самооценки; -по организации и проведению внешней экспертизы. Семинары и тренинги -по подготовке экспертов внешней оценки; -по подготовке вузов к процессу самооценки. Итоги аккредитации: аккредитовано 29 вузов, в т.ч. 4 медицинских Деятельность Национального аккредитационного центра в области аккредитации ( гг)
8 Миссия, цели, задачи вуза Руководство и менеджмент Планирование и эффективность Образовательные программы Преподавательский состав и эффективность преподавания Обучающиеся Научно-исследовательская деятельность Финансы Материально-технические и информационные ресурсы Стандарты и критерии институциональной аккредитации вузов
9 Внешние эксперты НАЦ Число сертифицированных экспертов -155 Число действующих экспертов Зарубежные эксперты Австрия Великобритания Болгария Латвия Белоруссия Россия Германия, Дания Польша Эстония
10 Состав и структура Аккредитационого совета НАЦ Депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК Руководители общественных объединений (работодателей) Руководители молодежных организаций Председатель Заместитель председателя Секретарь
11 Международный контекст Гарантия качества образования –глобальная проблема развития мирового образовательного сообщества. Региональные сети: ENQA (European Network for Quality Assurance – Европейская ассоциация по гарантии качества) Ассоциативный член с сентября 2007г. INQAAHE (International Network for Quality Assurance – Международная сеть гарантии качества образования) Полный член с декабря 2008г. APQN (Asian-Pacific Network for Quality Assurance – Азиатско-Тихоокеанская сеть гарантии качества образования) Кандидат в полные члены с июня 2007г. AQAAIW (Association of Quality Assurance Agencies of Islamic World - Ассоциация агентств гарантии качества образования исламского мира) Член Исполнительного Комитета с 2011г.
12 Международная аккредитация образовательных программ вузов Казахстана ( гг)
13 Бюджетная программа «Обеспечение качества» ( гг), согласно которой национальным вузам выделены средства для прохождения аккредитации по образовательным программам в зарубежных аккредитационных агентствах. Казахский национальный университет имени им.аль- Фараби Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева Казахский национальный технический университет им. К.И.Сатпаева Казахский национальный педагогический университет им.Абая Казахский национальный аграрный университет Государственная поддержка международной аккредитации ( гг)
14 Перспективы развития аккредитации в Казахстане Передача функции аккредитации в общественно- профессиональную среду Введение в действие Реестра аккредитационных органов (национальных и зарубежных), аккредитованных организаций образования, аккредитованных образовательных программ. Замена госаттестации процедурой институциональной аккредитации для вузов и колледжей. Прохождение вузами РК международной специализированной аккредитации.
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ в сфере высшего и послевузовского образования 15 Госпрограмма развития образования РК на годы
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ в сфере технического и профессионального образования 16 Госпрограмма развития образования РК на годы Национальная институциональная аккредитация колледжей
Привести нормативные документы по аккредитации в соответствие с законом РК «Об образовании» и Госпрограммой развития образования на годы Разработать стандарты и руководства по аккредитации образовательных программ по приоритетным направлениям ГПФИИР Преобразовать НАЦ в Центр Болонского процесса и академической мобильности ЗАДАЧИ 17
СТРАТЕГИЯ 18. Организация и проведение: процедуры институциональной и специализированной аккредитации организаций ВПО и ТиПО. постаккредитационного мониторинга деятельности организаций образования Казахстана мониторинга реализации в Казахстане международной аккредитаций организаций образования. обучающих семинаров по вопросам аккредитации в организациях образования и консалтинга по всем направлениям деятельности семинаров-тренингов для подготовка национальных экспертов НАЦ по внешней оценке деятельности вузов на международном и национальном уровнях. международных мероприятий в рамках сотрудничества НАЦ с зарубежными аккредитационными агентствами и сетями.
19 Спасибо за внимание!