Организация управления НИОКР. Москва, 2008г.
Мир проектного управления Проекты в современном мире Более 25% мирового бизнеса – проекты Вовлечено более 15 млн. чел. Более 200 тыс. профессиональных управляющих проектами Более 300 программных продуктов по управлению проектами с продажами более 25 млрд. долларов в год По статистике США только один из восьми - десяти инновационных проектов приносит прибыль компании, остальные приносят убытки. В России – другая статистика. Проект это: Работа, ограниченная во времени и ресурсах, направленная на создание уникальных продуктов или услуг. Основные параметры проекта – цель- результат, сроки, бюджет.
Классификация проектов Класс. По составу и структуре проектов и его предметной области проекты разделяются на монопроекты, мультипроекты, мегапроекты. Тип. По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, выделяют технические, организационные, экономические, социальные и смешанные проекты. Вид. По характеру предметной области проекты подразделяются на: инвестиционные, научно-исследовательские, учебно- образовательные, смешанные. Масштаб. По размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир проекты делят на: мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты. Длительность. По продолжительности периода осуществления проекты подразделяются на: краткосрочные, среднесрочные и длительные проекты. Сложность. По степени сложности: простые, сложные и очень сложные.
Ключевые процессы в машиностроении Создание продукта и услуг НИР НИОКР Опытное производство Серийное производство Обслуживание и сервис Маркетинг Продажи Финансы Информационн ое обеспечение Управление
Особенности проектов в машиностроении Комплексность проектов Многочисленность субподрядчиков Большая номенклатура деталей Многозвенные цепочки поставок Сложная иерархия Проектов Комплектующих Участников проекта Существенные риски проектов
Методология управления проектами Принципы методологии Нацеленность на конечный результат Проектно-ориентированный подход Моделирование, расчет, прогноз и управление параметрами проекта Применение современных информационных и коммуникационных технологий Правильная м етодология управления проектами позволяет экономить: До 20-30% времени До 15-20% финансовых ресурсов Затраты на управление проектами составляют не более % стоимости проекта.
Система управления проектами 1. Система планирования –Постановка целей –Планирование сроков –Планирование ресурсов –Планирование команд –Планирование работ Важно наличие сквозной системы планирования 2. Система контроля и корректировок 3. Система взаимодействия внутри проектов (координация работ)
Координация работ внутри НИОКР Сетевое планирование Сетевой график – одновременное позднее окончание работ Узел 1 Узел 2 Узел 3 Изделие
Координация работ внутри НИОКР Сетевое планирование Сетевой график – оптимизировано по загрузке критической операции Узел 1 Узел 2 Узел 3 Изделие
Координация работ внутри НИОКР Сетевое планирование Сетевой график - оптимизация по критической операции на нескольких изделиях, нескольких подразделений. Изделие 1 Изделие 0 Изделие 2 Изделие 1
Контроль и корректировки в НИОКР Управление НИОКР как управление бизнес-процессом Управление «по работам» Проблемы: -Нет гибкости -Допустимые отклонения -Нет контроля Следовательно приходится прибегать к административным методам управления p+p+p+p+p+p =4p +p+p
Контроль и корректировки в НИОКР Управление НИОКР как управление бизнес-процессом Управление «по целям» Проблемы: -Высокая трудоемкость процессов координации Следовательно, необходимо применять средства автоматизации
Система постановки целей НИОКР Коммерциализация результатов НИОКР
Система постановки целей НИОКР Типы возникновения инноваций –«рыночная тяга» –«технологический толчок» Следовательно, планирование – для каждого случая свое.
Система планирования НИОКР Планирование «по идеям»: 1.Оценка коммерческой привлекательности (маркетинговые исследования инновационных товаров). 2.Оценка возможностей технологий 3.Организация и проведение НИР 4.Организация и проведение НИОКР 5.Организация производства 6.Организация системы продвижения и продаж 7.Продажи
Система планирования НИОКР Планирование «по рынку»: 1.Определение потребностей (определение объема рынка) 2.Оценка возможностей производства 3.Поиск аналогов, прототипов 4.Поиск, генерация идей 5.Организация и проведение НИР 6.Организация и проведение НИОКР 7.Организация производства 8.Продажи
Система мотивации в НИОКР Основные составляющие эффективной системы мотивации Материальная мотивация – система показателей Нематериальная мотивация Важность материальной мотивации для различных возрастных категорий сотрудников: Возраст Важность, предпочтение 100%
Система нематериальной мотивации в НИОКР 1.Да 2.Нет 3.другое Выдержка из результатов диагностики РНИИ КП (2006г.) Материальная мотивация Премии Авторское вознаграждение Нематериальная мотивация Участие в реализации собственных идей 1.поделюсь советами 2.хотел бы получить разовое вознаграждение 3.хотел бы работать в составе проектной команды 4.хотел бы руководить проектом 5.хотел бы руководить проектом на началах хозрасчета 6.другое (не знаю, не могу и т.п.)
Система управления НИОКР Основные составляющие эффективной системы управления Система управления НИОКР Система контроля и корректировки Система планирования - «по идеям» - «по рынку» Система взаимодействия внутри проектов Система мотивации участников проекта