Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 6. Концепция бытия в философии расцвета античности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 5. Проблема бытия в ранней античной философии.
Advertisements

Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 2. Мифология и философия.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А. Сазонова Лекция 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Общество как система.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 9. Диалектика и метафизика.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 7. Религиозная концепция бытия.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Теория познания.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Основы шрифтовой графики Лекция 4. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Основы теории управления Кафедра ИСКТ Кривошеев В.П. Типовые динамические звенья.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 8.
Шрифт Лекция 7. Тема 3. История развития шрифтов для латинского алфавита. Римское письмо. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна,
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Основы шрифтовой графики Лекция 5. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Финикийское письмо.
«Интерьер квартиры с элементом наполнения» Лабораторная работа 1 Клаузура на тему «Интерьер квартиры» «Проектирование в дизайне среды» Специальность
Транксрипт:

Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 6. Концепция бытия в философии расцвета античности

План лекции 1. Философский идеал Сократа. 2. Платоновская система бытия. 3. Учение Аристотеля о материи и форме.

Идеи Сократа (5 в.д.н.э.) завершили этап перехода от натурфилософии к идеализму. Сократ объявил первичными вопросами философии: «Что есть человек?», «Какова его жизненная цель?» и т.п. Бытие человека должно стать главным предметом философии. Сократ переориентировал философию с вопросов внешнего, мирового бытия на вопросы внутреннего, человеческого бытия.

«Знающий доброе, будет поступать по доброму», - Сократ. Идеи Сократа о смысле человеческого существования: 1. Понятия счастья и несчастья относительны. 2. Люди несчастливы, т.к. не обладают знанием вообще. Вывод: все проблемы разрешимы сознанием и в сознании людей. Значит, сознание является подлинным бытием человека.

Платон (5 в.д.н.э.) создал развернутую систему идеализма Понятие о сущности человека Человек состоит из двух миров: Мир идей (сознание) Мир природы (материя)

Взаимодействие в человеке сознания и материи неравнозначно Материя толкает человека на недостойные поступки. Большинство людей уступает своей природе. Сознание дано человеку, чтобы руководить его природой. Но только философы создают подлинный мир блага.

Миф Платона о пещере Пещера – это наша повседневная жизнь. Освещенная светом стена пещеры – кажущееся знание. Свет вне пещеры – это истинное знание, к которому человек стремится подняться.

Платоновская структура человеческого бытия Бытие человека состоит из трех элементов: Подлинное бытие (мир идей, т.е. наше сознание) Кажущееся бытие (мир человеческих поступков) Небытие (материальное тело)

Платоновская структура бытия Бытие мира состоит из трех элементов: Мир идей (подлинное бытие) Материя (небытие) – материал, из которого идеями создается весь мир Мир людей (кажущееся бытие)

Мир идей – это иерархически организованная система в виде пирамиды Мир идей: Благо СправедливостьКрасотаИстина Государство, индивид и т.д. Души, тела Научная, художественная Конкретная справедливость Конкретная красота Конкретная истина

Значение удвоения мира в системе Платона 1.Через иерархию мира идей становится понятным, как происходит переход от практики к теории. 2. Пирамида Платона показывает, как в реальной жизни глубоко спрятаны от нас подлинные ценности

Характеристика мира идей Мир идей 1.Постоянен (не могут изменить форму, которую имеют). 2. Активен. 3. Находится в постоянном движении (идеи перемещаются для соприкосновения с материей). Мир идей первичен, материя вторична.

Характеристика материи Постоянные признаки материи: 1.Хаотична и бесформенна. 2. Инертна (не может сама приходить в движение) Материя существует только тогда, когда на нее воздействует идея.

Аристотель о материи Аристотель вводит в философию понятия «первая материя» «последняя материя» Стол – доска – дерево – семя – начальная материя (синтез четырех стихий: вода, земля, огонь, воздух – физическое начало физического мира) Конкретные вещи: стол, ручка и т.д.

В мире есть два начала – материя и форма Форма предшествует материи Материя может существовать только в какой-то форме. Форма может существовать без материи. Вывод: форма является бытием

Перводвигатель или Бог является формой, предшествующей первой материи Бог Аристотеля 1.Синоним чистого разума. Бестелесный ум. 2.Внутри мира. 3. Ничего не творит, он причина существования мира, подталкивает мир к развертыванию материи. Христианский Бог 1.В образе человека эмоционален. 2. За пределами мира. 3. Творец и создатель мира.

Заключение 1.Проблема бытия в идеалистической философии Древней Греции переносится в сферу разума. Бытие мира есть бытие человека. 2.На долгое время идеализм становится господствующим мировоззрением.

Вопросы для самопроверки В чем смысл учения Платона об идеях? Что есть бытие и небытие в онтологии Платона? Как рождается мир вещей. С точки зрения Платона? В чем заключается критика илей Платона Аристотелем? Раскройте сущность концепции бытия в философии Аристотеля. Как Аристотель решает вопрос о соотношении материи и формы? Чем отличается Бог Аристотеля от христианского Бога?

Рекомендуемая литература Сабиров В.Ш. Основы философии. – Новосибирск: НГАСУ, – С. 36 – 98. Философия: Курс лекций. /Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева. – Владивосток: ВГУЭС, – С. 37 – 64. История философии. – Ростов-на-Дону: Феникс – С Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс. Гл.1 – С. 45 –82. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Наука, – С. 23 – 87 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Наука, С.41 – 96.

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.