Кому на Руси жить хорошо Н. А. Некрасов
ГОДЫ СОЗДАНИЯ
Идейный замысел обозначен уже в ее заглавии – Кому на Руси жить хорошо ?
Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после "освобождения". О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: "Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана ". занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после "освобождения". О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: "Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана ".
Герои Крестьяне-правдоискатели. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.
Их цель Узнать «Кому живется весело, вольготно на Руси?». Впервые встретившись, единомышленники дают клятву о том, что они не вернутся домой, пока не узнают правды.
У разных слоев общества они узнают в чем счастье, и каждый отвечает по своему: Для дьячка счастье «не в соболях, не в золоте», а «в благодушестве»Для дьячка счастье «не в соболях, не в золоте», а «в благодушестве» Для старухи счастье от того, «что у нее по осени родилось реп до тысячи».Для старухи счастье от того, «что у нее по осени родилось реп до тысячи».
Солдату счастье в том, «что в двадцати сраженьях был, а не убит».Солдату счастье в том, «что в двадцати сраженьях был, а не убит». Каменщику счастье в том, «что поднимусь до солнышка, да разогнусь к полуночи, так гору сокрушу.»Каменщику счастье в том, «что поднимусь до солнышка, да разогнусь к полуночи, так гору сокрушу.»
У мужика с одышкою: «У мужика с одышкою: «… по счастию И я добрел на родину,.. И легче стало мне» Дворовому человеку счастье видится в том, «чтоб я был любимый раб, жена- раба любимая».
Крестьянину-белорусу счастье в хлебе насущном. Мужику со свороченной скулой счастье в том, что он живет. А нищим нужно лишь то, что их «у порога лавочник встречает с подаянием»
ВЫВОД Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями..