Семейное воспитание старшеклассников (в рамках элективного курса «психология общения» классы)
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В позитивном развитии, сохранении и упрочении семьи заинтересованы общество и государство. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
читать В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений. Для одних семья - оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие взаимных забот, радости; для других - своего рода поле брани, где все ее члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом, невыдержанным поведением.
……Однако понятие счастья подавляющее большинство живущих на Земле связывают, прежде всего, с семьей: счастливым человеком себя считает тот, кто счастлив в своем доме.
Свой первый социальный опыт семейных отношений ребенок получает в родительской семье..
читать Отношения между родителями, структура семьи, ее традиции, обычаи прочно укрепляются в сознании только начинающего жить человека. Ребенок, вырастая, строит свою семью. Она часто напоминает ту, в которой он вырос
При формировании собственной концепции семьи старшекласснику очень важно, какой эмоциональный климат существует в родительской семье, какую роль играют в семье мать и отец.
читать И если родительская семья была полна мудрости, уважения к ближним, взаимопомощи, то и от ребенка в будущем следует ожидать того же. В противном случае очень высока вероятность того, что человек повторит в своей семье те отношения, которые существовали в родительской семье и которых он стремился избежать
Хотят, чтобы их семья была похожа на родительскую 18 % подростков, 37,5 % учащихся считают психологическую атмосферу родительской семьи негативной.
читать Это ведет к снижению ценности семейной жизни. С одной стороны, это связано с тем, что у них есть отрицательный семейный опыт, почерпнутый из родительской семьи, с другой – представления о своей будущей семье носят достаточно расплывчатый характер, так как в них не просматривается ни ответственность за будущее, ни реальное видение своего будущего.
психологические причины кризиса семьи отсутствие знаний в области семейных отношений; неосвоенность половых, социальных и семейных ролей, давление негативных социальных стереотипов; недостаточный уровень культуры межличностных отношений.
Современный социальный заказ школе ставит задачу ускорения процессов нравственного и гражданского становления подростков и поднимает вопросы существенного повышения качества их подготовленности и моральной ориентировки на будущую семейную жизнь.
читать На важность подготовки старшеклассников к семейной жизни указывали классики отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Цель и задачи подготовки к семейной жизни они видели, прежде всего, в совершенствовании нравственной культуры старшеклассников, в воспитании ответственного отношения к материнству и отцовству.
В исследованиях современных отечественных и зарубежных ученых (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Т.В. Лодкиной, Л.И. Маленковой, М.Н. Недвецкой, Н.Д. Никандрова; Ч. Рейча, Д. Янкеловича, Д. Райта, и др.) установлено, что ценность семьи и семейных отношений у молодежи падает в связи с формированием системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я»
читать утрате семейных традиций и обычаев, разрушении семейного уклада, низкого уровня представлений о базовой социально-психологической функции человека – родительстве (материнстве или отцовстве)..
Счастье семьи – в мудрости супругов, которая заключается в том, чтобы каждому занять подобающее место в семейной иерархии, в силу природных особенностей. Мужу быть ответственным за семью, а жене - быть восполняющей мужа и хранительницей домашнего очага.
Подготовка к семейной жизни традиционно является одним из главных направлений юношеского воспитания, не менее важным, чем подготовка к профессии. Но эта проблема никогда не стояла так остро, как сейчас. Глубокий духовный кризис в нашей стране дезориентирует подрастающие поколения в выборе ценностей.
Элективный курс «Психология общения» 11 класс – 34 часа На блок «психология семейной жизни» - 16 часов.
Целью является формирование основ психологической и нравственной культуры взаимоотношений между мужчиной и женщиной, с одной стороны, и родителями и детьми, с другой стороны.
задачи 1. Повышение степени информированности о правовых, физиологических, психологических, культурно-исторических основах семейных отношений. 2. Создание условий для понимания своей личности, осознания своих половых, социальных и семейных ролей, принятия себя и окружающих. 3. Овладение первичными навыками эффективного общения на разных уровнях.
Основные темы 1. становление супружеских отношений (психология добрачных отношений) 2 семья и брак (психология семьи, брачные отношения, структура и функции современной семьи) 3 взаимоотношения в семье (брачно- семейная адаптация, этапы жизненного цикла семьи)
Основные темы 4 супружеские и семейные проблемы (конфликты, причины разводов) 5 детско-родительские отношения и взаимодействие поколений (родительство, материнство, отцовство)
Показатели готовности к семейной жизни осознанность когнитивной составляющей семейных ценностей, установок и ожиданий ; осознанность родительских позиций, чувств, родительского отношения, родительской ответственности, стиля воспитания; понимание себя, своих реакций, мотивов поведения, осознание родительской составляющей своей личности; понимание своего супруга (и), его (ее )реакций, мотивов родительского поведения; осознание родительского единства себя и своего партнера (осознание себя родителями, а не только матерью и отцом);
литература Урбанович Л. Н. «Нравственные основы семьи и брака» (серия «воспитательная работа») Прохорова О. Г. «Основы психологии семьи и семейного консультирования» Григорьева Т. Г. «Основы конструктивного общения» Шепель В. М. «Имиджелогия» Рогов Е. И. «Как стать взрослым» Пономаренко Л. П. «Психология для старшеклассников»
читать С определенной долей условности все причины, приводящие семьи к ссорам, конфликтам, можно разделить на две группы. Истоки причин первой группы лежат как бы вне семьи: командировки, неудобный режим работы, неудовлетворительные жилищные условия, существенные материальные затруднения. Ко второй группе причин следует отнести те, которые непосредственно зависят от супругов и их родственников: их личностных социально психологических качеств, характера и уровня воспитанности, наличия необходимых для семейного строительства знаний, умений, навыков общения.