ТЕМА: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ БОГАТЫРЕЙ В БЫЛИНАХ И РОССИЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НАЧАЛА XXI ВЕКА. Работу подготовили: ученицы 6 класса «А» Егорова Виктория и Кузнецова Александра
Цели: проследить трансформацию образов былинных богатырей в мультипликации; исследовать способы воздействия фольклорных клише на зрительское восприятие; проанализировать влияние на младших школьников мультипликационных «стилизаций под былину» на этапе восприятия былины как жанра и формирования отношения к главным героям былин.
План. I.Введение II.Собиратели былин и создатели «антибылин» III.Богатырь Алёша Попович и его пародийный образ в мультипликации IV.Анкета V.Заключение
Русь былинная… Сила и мощь духа, воля, которую не сломить никакими кознями и хитростями. Богатыри – символ Руси, наше национальное достояние и гордость. В В Е Д Е Н И Е
Начало XXI века ознаменовалось, как это характерно для рубежа веков, лозунгом: «Мы наш, мы новый мир построим!» Вышли в прокат мультипликационные фильмы «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
В 1804 году в Москве вышла книга «Древние российские стихотворения». Собиратели былин и создатели «антибылин».
Политический ссыльный Павел Николаевич Рыбников открыл в Олонецкой губернии настоящую кладовую русского фольклорного творчества. Так читателям стали известны былины «Святогор», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Михайло Данилович», «Сухман» и многие другие.
Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной мере не испытывал на себе воздействие былинного эпоса. В.А. Жуковский пишет комическую оперу «Алеша Попович». ОБРАЗ РУСЛАНА В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» НАВЕЯН ОБРАЗАМИ РУССКИХ БОГАТЫРЕЙ.
В героических образах повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь видел представителей «сказочного русского богатырства». Былинные образы использовал в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов.
Н.А.Римский-Корсаков дважды обращался к образу новгородского «богатого гостя». Сначала он создал симфоническую музыкальную картину «Садко», а позднее одноименную оперу.
Живописец В.М.Васнецов в основном известен публике по картинам. Достаточно назвать полотна «Витязь на распутье» и «Богатыри».
Фильм режиссера А.Л.Птушко «Садко» был одним из самых зрелищных фильмов своего времени. А другой фильм того же режиссера «Илья Муромец» стал первым советским широкоэкранным фильмом со стереофоническим звуком.
В 1931 году состоялось несколько крупных совещаний, посвященных советскому фольклору. Фольклор был объявлен одной из разновидностей советской литературы.
Создатели мультипликационных фильмов «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006 год), видимо, решили идти дорожкой, нехоженой с тридцатых годов прошлого века. Сценарий мультфильмов написал 17-летний уроженец Днепропетровска Максим Свешников.
Былинный богатырь Алеша Попович – родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. БОГАТЫРЬ АЛЕША ПОПОВИЧ И ЕГО ПАРОДИЙНЫЙ ОБРАЗ В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ. Он смелый, хитрый, несколько легкомысленный, склонен к веселью и шутке.
Русский богатырь в традиционном представлении – это не просто человек, обладающий уникальной физической силой. Это – идеальный образ защитника Отечества.
Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» с первых строк погружает в атмосферу доблестного воинства. Кульминацией былины становится бой между Алешей Поповичем и Тугарином Змеевичем.
Традиционный для былин эпизод – возвращение богатыря с победой к князю киевскому. Этот эпизод окрашен юмористическими нотками, на смех поднят тот, кто хвалился и презирал обычаи.
В небылице «Илья Муромец и Издолище» художественный принцип народной сатиры выдержан до конца.
Алеша Попович в мультфильмеАлеша Попович в былине Умный (15) Умный (18) Мудрый (26) Глупый (6)Глупый (5) Смелый (20)Смелый (24) Сильный (26) Трусливый (4)Трусливый (2) Суровый -0 Влюбчивый (26) Характеристика былинного героя Алеши Поповича Таблица 1
Юмор в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» является основным способом воздействия на нравственные основы воспитания. ВЫВОД
Литература 1.Былины: книга для внеклассного чтения/ сост. Ю.Г. Круглов. - М.: Просвещение, Героические былины / сост. В.И. Чичеров. – М.: Детская литература, Гуси-лебеди:фольклор для детей от колыбельных до былин/сост., вступ. Ст. и коммент. В.И.Калугина. – М. : Правда, Древнерусская литература: книга для чтения/сост. Е. Рогачевская. – М.:Школа-Пресс, Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. – М.: Наука, Методы изучения фольклора: сб. – Л., Пропп, В.Я. Поэтика фольклора /В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, Пропп, В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре/ В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, Русские народные сказители / сост., вступ. Ст., вводные тексты и коммент. Т.Г. Ивановой. – М., Былины/ Ухов П.Д. – М., В мире былин/Шевченко Ф.П. – М., Ф.П. Шевченко. В мире былин / - М., 1986
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!