«Слово о пользе химии» М.В. Ломоносов (1751 г.)
Михаил Васильевич Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года у Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын – Михайло Ломоносов. Они жили в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры Его отец был рыбаком, и готовил своего сына к тому же. С 10 лет Михайло был с отцом на промыслах в Белом и Баренцевых морях. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка».
»Химия - наука об изменениях, происходящих в смешанном теле.» Таким образом, в этой формулировке предмета химии Ломоносов впервые представляет её в виде науки, а не искусства.
Ломоносов был одним из величайших новаторов в истории химии всех времен. Он по-новому осознал роль и значение химии, ее место среди наук, изучающих природу. Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие..., - говорил великий учёный. Ломоносов считал химию своей главной профессией, причем развитие химии, по мнению ученого, должно было помочь решению практических задач.Истинный химик должен быть теоретиком и практиком, - писал он.
Лаборатория Ломоносова располагала целым набором различных весов. Здесь были большие пробные весы в стеклянном футляре, пробирные весы серебряные, несколько ручных аптекарских весов с медными чашками, обычные торговые весы для больших тяжестей, однако отличавшиеся большой точностью. Точность же, с какой Ломоносов производил взвешивания при своих химических опытах, достигала, в переводе на современные меры, грамма.
В своей лаборатории Ломоносов вел большую исследовательскую и научно-техническую работу, выполняя поручения различных ведомств. Он производил анализы минералов и образцов руд, присылаемых со всех концов России, в том числе и с нашего Севера. Так, в 1752 году он пробовал признаки руд, найденных дьячком Семеном Пономаревым из Троицкого погоста Устюжского уезда.
Ломоносов обратил внимание (1756 г.) на основополагающее значение закона сохранения массы вещества в химических реакциях; изложил ( гг.) основы своего корпускулярного (атомно-молекулярного) учения, получившего развитие лишь спустя столетие; выдвинул ( гг.) кинетическую теорию теплоты; обосновал ( гг.) необходимость привлечения физики для объяснения химических явлений и предложил для теоретической части химии название физическая химия, а для практической части - техническая химия. В своём знаменитом Слове о пользе химии (1751 г.), произнесённом на публичном собрании Академии наук, Ломоносов ещё раз подчеркнул, что для успеха химической науки требуется весьма искусный химик и глубокий математик в одном человеке..., химия руками, математика очами физическими по справедливости называться может.... Ломоносов был автором первого в мире Курса истинной физической химии ( гг.): Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях. Он верно понял, насколько важно использовать физические знания и методы при изучении химии. В гг. он читал для студентов курс Введение в истинную физическую химию. Ломоносовым было написано много книг, касающихся химии: Элементы математической химии (1741 г.), О слоях земных (1742 г.), Рассуждение о причинах теплоты и холода (1744 г.), Слово о пользе химии (1751 г.), Слово о пользе стекла (1752 г.) и многие другие.
Вещи из химической лаборатории М.В.Ломоносова
Одним из конкретных проявлений всеобщего закона природы был открытый и экспериментально подтвержденный Ломоносовым закон сохранения вещества при химических превращениях, установление которого долгое время совершенно несправедливо приписывалось французскому химику Антуану Лорану Лавуазье ( ). Предложенный Ломоносовым всеобщий закон природы включает в себя и закон сохранения энергии, вошедший в науку лишь в середине XIX века: Но как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оныя у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает.