ЦЕЛЬ: 1) Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры 2) Показать изобразительные, музыкальные и выразительные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Колокольный звон сопровождал русского человека в течение всей жизни: звал в храм на службу предупреждал о пожарах и войнах сообщал о торжественных общенародных.
Advertisements

Из земли взяли, на огне грели, Опять в землю положили; А как вынули - стали бить, Чтобы мог говорить.
Отгадайте загадки Кричит без языка, Поет без горла, Радует и бедует, А сердце не чует. У него, как и у человека, есть голова, язык, туловище, губа, плечо?
О, РУСЬ ВЕЛИКАЯ, СВЯТАЯ, ЗЛАТОГЛАВАЯ ВЕКА ЗВУЧАТ ТВОИ КОЛОКОЛА В ГОДИНУ СТРАШНУЮ, ГДЕ БОЛЬЮ СЕРДЦЕ ПЛАКАЛО, СВЯЩЕННЫМ ЗВОНОМ СБЕРЕГЛИ ТЕБЯ. СВЯЩЕННЫМ ЗВОНОМ.
Колокольный звон на Руси Презентацию подготовила учитель музыки МОУ Молоковская СОШ им. Н. В. Огаркова Виноградова Галина Ивановна.
Презентацию выполнила: учитель I квалификационной категории Бабичева Наталья Ивановна Вишневская СОШ Беловского района Курской области.
Школа юного звонаря! 1. урок……… Всё о колоколе. 2. урок……… Строение колокола и виды колоколов. 3. урок……… Звоны 4. ……… ЗАЧЁТ Этот знак обозначает, что.
Колокольный звон – культурное наследие России.. Поют сегодня над Москвой колокола. Возрождается из небытия Россия !!!
Есть красота несказанная, светлая, Та, что святою не зря называется… Тихо раскроется тайна заветная. Русь белой лебедью в сердце останется. Сном благодатным,
Презентация к уроку по музыке по теме: Урок музыки в 4 классе по теме:"Родной обычай старины"
Ирина Викторовна Балыбердина Урок музыки в 8 классе по теме: «Колокольный звон на Руси»
ФГБОУ ВО «Марийский Государственный Университет» Институт Национальной Культуры и Межкультурной Коммуникации «Виды колокольных звонов» Основы духовно-
Глас Божий – колокольный звон. Презентацию подготовила Бакланова Юлия 11 «Б»
Тема урока:. Колокол – от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша».
Первое появление колоколов относится к глубокой древности. Изготавливать колокола и пользоваться ими начали ещё, египтяне евреи, римляне. На Востоке колокола.
Урок музыки в шестом классе Тема урока: Красота природы и правда отображения её в музыке. Глинова Е. В. МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа»
Колокольный звон на Руси. Модест Петрович Мусоргский "Рассвет на Москва-реке", вступление к опере "Хованщина".
Эпиграф: «Жива святая Русь, жива Россия… Горят её, сияют купола, От моря и до моря с новой силой Звонят, звонят её колокола». ( И. Чернухин «Колокола.
История колоколов Колокола на Руси Колокол-голос Родины.
Транксрипт:

ЦЕЛЬ:

1) Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры 2) Показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона. 3) Развивать восприятие классической музыки и умение ее анализировать; 4) Воспитывать любовь к Родине и её истории; способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств личности.

Церковный колокольный звон во все времена размерял течение дней, время трудиться и отдыхать. Русским колоколам всегда отводилась очень высокая роль. Наши колокола созывали на службу, встречали почетных гостей, отгоняли страшные эпидемии.

Звоном одиноких ударов в колокол указывали путь заблудившемуся путнику в лесу, а в древности они были у нас большие и дремучие, или в снежную метель, рыбакам, находившимся в море на лодках в туманную погоду. О грозящем стихийном бедст­вии урагане, наводнении, эпидемии, случившемся несчастье пожаре или другом бедствии, оповещали частыми ударами в колокол

Русский народ во все времена очень любил колокола и колокольный звон, и, поэтому назвал части колокола как бы одушевляя: уши, язык, туловище, губа. У колокола есть даже корона. Наш колокол как бы «коронован» на такое ответственное послушание, как возвещение Благой Вести Божией.

С появлением христианства не сразу возникли колокола. В храмы на богослужение верующие сначала созывались трубами. Затем использовали деревянные била или кандии, позже появились клепала железные или медные полосы, согнутые в полукруг. При ударе по ним металлическим предметом получался звон.

Как экспонат одно из таких клепал выставлено в музее главной колокольни Киево-Печерской лавры.

По преданию, первый христианский колокол принадлежал святому Павлину, епископу Ноланскому. Он увидел во сне полевые колокольчики, издававшие приятный перезвон, и после этого сна велел отлить колокола, имевшие формы колокольчика. Форма колокола

Колокол имеет традиционные названия своих частей, приведенных на чертеже. Толщина свинок такого колокола неодинакова: к ушам – тоньше, к месту удара языком (музыкальное кольцо) – толще, а у самого края – совсем тонкая. При таком соотношении звук выходит хорошим.

НАЗВАНИЙ КОЛОКОЛОВ СУЩЕСТВУЕТ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО. «ПЛЕННЫМИ» НАЗЫВАЛИ КОЛОКОЛА, ЗАБРАННЫЕ В КАЧЕСТВЕ ТРОФЕЯ ВО ВРЕМЯ ВОЙН. ЧАСТО ИХ ИМЕНОВАЛИ БОЛЕЕ КОНКРЕТНО – НЕМЧИН, ТАТАРИН, ГОЛЛАНДЕЦ. «ССЫЛЬНЫЕ» – СОСЛАННЫЕ ЦАРЯМИ ЗА КАКУЮ–ТО ПРОВИННОСТЬ. «ЦАРСКИЕ» – ЖЕРТВОВАННЫЕ ЦАРСКИМИ ОСОБАМИ МОНАСТЫРЯМ И ХРАМАМ. «КАРНАУХИЕ» – С ОТРУБЛЕННЫМИ УШАМИ. «ЛЫКОВЫЕ» – РАЗБИТЫЕ И СВЯЗАННЫЕ ЛЫКОМ (ТАК ДЕЛАЛИ В СТАРИНУ). Название колоколов

ВИДЫ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА НАБАТ - ТАК НАЗЫВАЮТСЯ ЧАСТЫЕ УДАРЫ В ОДИН КОЛОКОЛ, СООБЩАЮЩИЙ О КАКОМ-ЛИБО БЕДСТВИИ

Церковные звоны разделяются на три основных вида: благовест, перезвон (или перебор) и трезвон. Благовест, звонят в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называют перезвоном или перебором. Звон, при котором звонят во все колокола в три приема с паузами между ними, называется трезвоном. Благовест бывает к утрени, вечерни и к так называемым часам перед литургией.

Перезвон – один из самых древних приемов звона. Звонарь перебирает по очереди колокола. Перезвон лежит в основе двух совсем разных по характеру звонов: свадебного и погребального, проводного. Первый почти забыт, ведь долгие годы венчание было под запретом. Поэтому знание об этом звоне мы имеем из описаний дореволюционного времени. Более точное название этого звона – «послесвадебный, разгонный». Уже в названии «разгонный», указывающем место звона, – в конце венчания, чувствуется оттенок того веселия и бодрости, которыми блещет этот звон.

О колокольнях Для больших колоколов понадобились особые сооружения – высокие колокольни. Чем выше колокольня, тем выше можно поднять колокол и тем дальше его слышно. А церковные книги объясняют духовный смысл колокольни. Она может означать «гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе…»

В Москве самым величественным образцом столпообразной колокольни стала колокольня всех Кремлевских соборов, названная «Иваном Великим». Возведена она в 1600 году по приказу Бориса Годунова. В России тогда свирепствовал голод. Царь строил эту колокольню, как и другие здания, с целью дать народу работу. Колокольня сооружалась на месте церкви Иоанна Лествичника. Церковь уничтожена не была, а оказалась под колокольней. За это колокольне и имя дали «Иван Великий». Высота колокольни около 100 метров. Позднее рядом пристроили звонницу. Наибольшим из ее тридцати трех колоколов был Успенский или Праздничный. С его удара начинался звон всех московских церквей в Великую ночь перед Пасхой.

Церковный звонарь Звонарь очень ответственная должность в храме. Как и любое дело в храме, каждый звон начинается с молитвы. Звонарь на колокольне – как проповедник, он всегда обращен к людям и созывает их на Богослужение. Он разговаривает с ними как бы на одном языке, импровизирует в звоне, дабы пробудить в них искру веры и привести в храм.

В дореволюционной России почти каждый человек не только умел звонить в колокола, но и хорошо разбирался в разных звонах. Стать звонарем мог любой православный христианин, получивший на это благословение священника. Как сейчас, так и до революции в звонари попадали люди с хорошим чувством ритма, сохранялась преемственность традиций, мастерство нарабатывалось практикой.

То, что колокольный звон вошел в жизнь и плоть народа, подтверждается появлением в большом количестве посвященных ему народных песен. Это «В городе звоны», «Слышно было вдалеке», «Звонили звоны», «У Спаса к обедне звонят», «Звенят колокола». В этом же списке и всеми любимая песня «Вечерний звон», слова которой перед смертью продиктовал своей дочери годами прикованный к постели слепой поэт И.Козлов.

- ликующий звон в эпилоге «Ивана Сусанина» М.Глинки, Колокольные звоны не раз воспроизводились в оперном творчестве композиторов. Здесь можно услышать все его разновидности.

- тревожный призывной звон в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» М.Мусоргского -и в ней же мрачный, скорбный погребальный перебор в сцене смерти Бориса.

- набат в сцене пожара в Путивле в опере А.Бородина «Князь Игорь»

- торжественный звон, сопровождающий въезд Ивана Грозного в «Псковитянке» Н.Римского-Корсакова,

Использовали колокольные звоны композиторы в увертюрах, музыкальных поэмах и других произведениях. Подведение итогов. - Что нового вы узнали о колокольном звоне, его значении в жизни русского народа? - Какие бывают виды колокольного звона? - Где мы можем услышать колокол в наши дни? - С произведениями каких композиторов мы сегодня с вами познакомились, где звучали колокола?