ЦЕЛЬ:
1) Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры 2) Показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона. 3) Развивать восприятие классической музыки и умение ее анализировать; 4) Воспитывать любовь к Родине и её истории; способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств личности.
Церковный колокольный звон во все времена размерял течение дней, время трудиться и отдыхать. Русским колоколам всегда отводилась очень высокая роль. Наши колокола созывали на службу, встречали почетных гостей, отгоняли страшные эпидемии.
Звоном одиноких ударов в колокол указывали путь заблудившемуся путнику в лесу, а в древности они были у нас большие и дремучие, или в снежную метель, рыбакам, находившимся в море на лодках в туманную погоду. О грозящем стихийном бедствии урагане, наводнении, эпидемии, случившемся несчастье пожаре или другом бедствии, оповещали частыми ударами в колокол
Русский народ во все времена очень любил колокола и колокольный звон, и, поэтому назвал части колокола как бы одушевляя: уши, язык, туловище, губа. У колокола есть даже корона. Наш колокол как бы «коронован» на такое ответственное послушание, как возвещение Благой Вести Божией.
С появлением христианства не сразу возникли колокола. В храмы на богослужение верующие сначала созывались трубами. Затем использовали деревянные била или кандии, позже появились клепала железные или медные полосы, согнутые в полукруг. При ударе по ним металлическим предметом получался звон.
Как экспонат одно из таких клепал выставлено в музее главной колокольни Киево-Печерской лавры.
По преданию, первый христианский колокол принадлежал святому Павлину, епископу Ноланскому. Он увидел во сне полевые колокольчики, издававшие приятный перезвон, и после этого сна велел отлить колокола, имевшие формы колокольчика. Форма колокола
Колокол имеет традиционные названия своих частей, приведенных на чертеже. Толщина свинок такого колокола неодинакова: к ушам – тоньше, к месту удара языком (музыкальное кольцо) – толще, а у самого края – совсем тонкая. При таком соотношении звук выходит хорошим.
НАЗВАНИЙ КОЛОКОЛОВ СУЩЕСТВУЕТ ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО. «ПЛЕННЫМИ» НАЗЫВАЛИ КОЛОКОЛА, ЗАБРАННЫЕ В КАЧЕСТВЕ ТРОФЕЯ ВО ВРЕМЯ ВОЙН. ЧАСТО ИХ ИМЕНОВАЛИ БОЛЕЕ КОНКРЕТНО – НЕМЧИН, ТАТАРИН, ГОЛЛАНДЕЦ. «ССЫЛЬНЫЕ» – СОСЛАННЫЕ ЦАРЯМИ ЗА КАКУЮ–ТО ПРОВИННОСТЬ. «ЦАРСКИЕ» – ЖЕРТВОВАННЫЕ ЦАРСКИМИ ОСОБАМИ МОНАСТЫРЯМ И ХРАМАМ. «КАРНАУХИЕ» – С ОТРУБЛЕННЫМИ УШАМИ. «ЛЫКОВЫЕ» – РАЗБИТЫЕ И СВЯЗАННЫЕ ЛЫКОМ (ТАК ДЕЛАЛИ В СТАРИНУ). Название колоколов
ВИДЫ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА НАБАТ - ТАК НАЗЫВАЮТСЯ ЧАСТЫЕ УДАРЫ В ОДИН КОЛОКОЛ, СООБЩАЮЩИЙ О КАКОМ-ЛИБО БЕДСТВИИ
Церковные звоны разделяются на три основных вида: благовест, перезвон (или перебор) и трезвон. Благовест, звонят в один колокол. Удары в разные колокола поочередно называют перезвоном или перебором. Звон, при котором звонят во все колокола в три приема с паузами между ними, называется трезвоном. Благовест бывает к утрени, вечерни и к так называемым часам перед литургией.
Перезвон – один из самых древних приемов звона. Звонарь перебирает по очереди колокола. Перезвон лежит в основе двух совсем разных по характеру звонов: свадебного и погребального, проводного. Первый почти забыт, ведь долгие годы венчание было под запретом. Поэтому знание об этом звоне мы имеем из описаний дореволюционного времени. Более точное название этого звона – «послесвадебный, разгонный». Уже в названии «разгонный», указывающем место звона, – в конце венчания, чувствуется оттенок того веселия и бодрости, которыми блещет этот звон.
О колокольнях Для больших колоколов понадобились особые сооружения – высокие колокольни. Чем выше колокольня, тем выше можно поднять колокол и тем дальше его слышно. А церковные книги объясняют духовный смысл колокольни. Она может означать «гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе…»
В Москве самым величественным образцом столпообразной колокольни стала колокольня всех Кремлевских соборов, названная «Иваном Великим». Возведена она в 1600 году по приказу Бориса Годунова. В России тогда свирепствовал голод. Царь строил эту колокольню, как и другие здания, с целью дать народу работу. Колокольня сооружалась на месте церкви Иоанна Лествичника. Церковь уничтожена не была, а оказалась под колокольней. За это колокольне и имя дали «Иван Великий». Высота колокольни около 100 метров. Позднее рядом пристроили звонницу. Наибольшим из ее тридцати трех колоколов был Успенский или Праздничный. С его удара начинался звон всех московских церквей в Великую ночь перед Пасхой.
Церковный звонарь Звонарь очень ответственная должность в храме. Как и любое дело в храме, каждый звон начинается с молитвы. Звонарь на колокольне – как проповедник, он всегда обращен к людям и созывает их на Богослужение. Он разговаривает с ними как бы на одном языке, импровизирует в звоне, дабы пробудить в них искру веры и привести в храм.
В дореволюционной России почти каждый человек не только умел звонить в колокола, но и хорошо разбирался в разных звонах. Стать звонарем мог любой православный христианин, получивший на это благословение священника. Как сейчас, так и до революции в звонари попадали люди с хорошим чувством ритма, сохранялась преемственность традиций, мастерство нарабатывалось практикой.
То, что колокольный звон вошел в жизнь и плоть народа, подтверждается появлением в большом количестве посвященных ему народных песен. Это «В городе звоны», «Слышно было вдалеке», «Звонили звоны», «У Спаса к обедне звонят», «Звенят колокола». В этом же списке и всеми любимая песня «Вечерний звон», слова которой перед смертью продиктовал своей дочери годами прикованный к постели слепой поэт И.Козлов.
- ликующий звон в эпилоге «Ивана Сусанина» М.Глинки, Колокольные звоны не раз воспроизводились в оперном творчестве композиторов. Здесь можно услышать все его разновидности.
- тревожный призывной звон в сцене под Кромами в опере «Борис Годунов» М.Мусоргского -и в ней же мрачный, скорбный погребальный перебор в сцене смерти Бориса.
- набат в сцене пожара в Путивле в опере А.Бородина «Князь Игорь»
- торжественный звон, сопровождающий въезд Ивана Грозного в «Псковитянке» Н.Римского-Корсакова,
Использовали колокольные звоны композиторы в увертюрах, музыкальных поэмах и других произведениях. Подведение итогов. - Что нового вы узнали о колокольном звоне, его значении в жизни русского народа? - Какие бывают виды колокольного звона? - Где мы можем услышать колокол в наши дни? - С произведениями каких композиторов мы сегодня с вами познакомились, где звучали колокола?