Методические материалы к проведению урока по творчеству М. В. Ломоносова Работу выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «Золотухинская СОШ» Удодова Алла Михайловна МОУ «Золотухинская СОШ» Удодова Алла Михайловна
«В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в супостата, блажит праведника, клянет изверга» «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в супостата, блажит праведника, клянет изверга» В. Кюхельбекер В. Кюхельбекер
Тема: Ода «На день восшествия – типичное произведения в духе классицизма» Тема: Ода «На день восшествия – типичное произведения в духе классицизма» 1. В связи с чем и когда была написана ода? 2. Как нужно читать оду? (настроение, интонация) 3. Какой стихотворный размер использует автор? 4. Ключевой вопрос: можно ли считать оду по содержанию и форме классицистической?
микротемы микротемы - картины мирной жизни - картины мирной жизни - восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?) - восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?) - гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру? Что ставится ему в заслугу?) - гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру? Что ставится ему в заслугу?) - описание безграничных просторов и богатств России - описание безграничных просторов и богатств России - обращение к молодежи - овладевать науками. - обращение к молодежи - овладевать науками.
Главная тема оды – Россия, ее процветание. Главная тема оды – Россия, ее процветание. Центральная часть оды - тема просвещенного монарха. Центральная часть оды - тема просвещенного монарха.
Портрет императрицы.
Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражения, нив мирном труде по преобразованию страны, воплотилась в образе Петра Первого). Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражения, нив мирном труде по преобразованию страны, воплотилась в образе Петра Первого).
Особенности стиля Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д.
-метафоры, сравнения; -употребление образов античной мифологии; -архаические слова и выражения; -олицетворения; -гиперболы; - риторические вопросы и восклицания. Художественные приемы, характерные для стиля русской классической оды:
Трехчастный план оды Трехчастный план оды 1. Вступление. Мир – основа блага государства. 2. Главная часть Величие России, ее процветание: А) хвала щедротам Елизаветы; А) хвала щедротам Елизаветы; Б) заслуги Петра перед народами России; Б) заслуги Петра перед народами России; В) неисчерпаемые богатства и красота России; В) неисчерпаемые богатства и красота России; Г) призыв к российской молодежи овладевать науками; Г) призыв к российской молодежи овладевать науками; Д) наука и ее роль в российском обществе Д) наука и ее роль в российском обществе 3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
Выводы: Выводы: 1.Для ломоносовской оды характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. 2. Идеализация царицы Елизаветы. 3. Обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам. 4. Присутствует нормативная поэтика (старославянизмы, высокая, пафосная лексика, силлабо – тоническое стихосложение), что сохраняет высокий стиль оды. 5. Данный трехчастный план убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная классицистическая композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды.
Таким образом, ода М. Ломоносова «На день восшествия Елизаветы Петровны…» действительно является типичным клациссисти ческим произведением.