ПЕРСПЕКТИВА - ( фр. perspective, от лат. perspicio ясно вижу ) системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя.
перспектива в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания.
Виды перспективы Прямая линейная перспектива Обратная линейная перспектива Панорамная перспектива Сферическая перспектива Воздушная перспектива Плафонная перспектива
Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.
" Любые параллельные линии, вне зависимости от положения и направления, сходятся к одной " точке исчезновения ", которая таким образом представляет собой, достаточно буквально, точку, где параллельные линии встречаются." Э. Пановский
Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.
Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.
Панорамная перспектива - изображение строящееся на ( иногда шаровой ) внутренней цилиндрической поверхности.
Слово « панорама » означает « все вижу », то есть в буквальном переводе это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра, а линию горизонта на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя.
При рассматривании панорамы зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами
Вид перспективы, где несколько точек зрения ; присутствуют также наклон вертикальных осей к центру и разворот плоскостей к переднему плану.
Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета ( цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются ), таким образом глубина кажется более светлой, чем передний план.
Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречается еще у Леонардо да Винчи
плафонная перспектива изображение на внутренней поверхности перекрытия какого - либо помещения