Директивы по ОВОС/СЭО Орхусская конвенция и Конвенция Эспо Региональный семинар на тему «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая оценка окружающей среды» августа 2013 г. Бишкек, Кыргызстан Нина Стоянова (дипломированный инженер) Международный консультант по вопросам окружающей среды, Болгария
Законодательство Нормативно-правовая база ЕС Директива 1985/337/EEC (Директива по ОВОС) подвергалась изменениям и дополнениям трижды – в 1997, 2003 и 2009 гг. Директива 97/11/EC привела вышеуказанную директиву в соответствие с Конвенцией Эспо ЕЭК ООН по ОВОС в трансграничном контексте. Директива 1997 г. расширила сферу действия Директивы по ОВОС за счет включения дополнительных типов проектов и увеличения количества проектов, требующих обязательной оценки экологического воздействия (Приложение 1). В целях ясности и рациональности данная Директива была кодифицирована Директивой 2011/92/EU. В рамках Директивы 2009/31/EC были внесены поправки в Приложения 1 и 2 Директивы об ОВОС в виде дополнительных проектов, связанных с транспортом, каптажем и хранением двуокиси углерода (CO2). Директива по СЭО (2001/42/EC) Директива 2003/4/EC по общественному доступу к экологической информацией и отмена Директивы Совета 90/313/EEC В рамках Директивы 2003/35/EC была предпринята попытка привести в соответствие положения об общественном участии и Орхусскую конвенцию об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Международное законодательство Конвенция Эспо (1991) и Протокол по СЭО к Конвенции (2003) Орхусская конвенция (1998)
Конвенция Эспо Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте была принята в Эспо (Финляндия) в 1991 г. Вступила в силу в 1997 г. На момент вступления в силу – 16 участников, в настоящее время – 45 участников. 1-ая поправка – 21 участник (не вступила в силу) 2-ая поправка – 21 участник (не вступила в силу) Дополнена Протоколом о стратегической оценке окружающей среды; подписан в 2003 г.; вступил в силу в июле 2010 г. Подписантов – 38, участников - 25.
Страны-участницы Конвенции Эспо Участники Эспо Подписанты Другие страны ЕЭК ООН
Конвенция Эспо в Центральной Азии СтранаЕЭК ООНЭспоКаспийская КазахстанДаУчастникДа КыргызстанДаУчастникX ТаджикистанДа-X ТуркменистанДа- УзбекистанДа-X Ни одна из стран Центральной Азии не подписала Протокол
Трансграничная ОВОС/СЭО Применительно к проектам/планам и программам, которые могут оказывать существенное влияние на экологию другого государства Может запрашиваться государством, находящимся под угрозой существенного воздействия Вовлеченные стороны должны быть проинформированы Соответствующие органы, ответственные за состояние окружающей среды, и представители общественности в государстве, которое подверглось воздействию, могут выражать свои мнения Разумные временные рамки для предоставления соответствующей информации Информация об окончательном решении/заявлении может быть обжалована в суде Анализ после проведения проекта, мониторинг предлагаемых мер
Как это работает МИД Коорд. орган Эспо Пример коммуникации через координационные органы по Эспо в отношении планов, проектов или существующих структур в случае трансграничного воздействия на соседние страны
Орхусская конвенция Была принята 25 июня 1998 г. в датском городе Орхус. Вступила в силу 30 октября 2001 г. Три аспекта доступ к экологической информации общественное участие в принятии решений по вопросам окружающей среды доступ к правосудию
Новый тип экологического соглашения Связывает экологические права и права человека Признает тот факт, что мы несем обязательства перед будущими поколениями Устанавливает, что достижение устойчивого развития возможно лишь при вовлеченности всех заинтересованных сторон Связывает подотчетность правительства и охрану окружающей среды Делает акцент на взаимодействии между общественностью и государственными органами в условиях демократии.
Доступ к правосудию Заинтересованные представители общественности Достаточный уровень заинтересованности Нарушение права (предварительное условие) Задача – широкий доступ к правосудию Любая экологическая НПО Должна иметь Достаточный уровень заинтересованности Права, которые могут быть нарушены Кого считать заинтересованными представителями общественности? Землевладельцы и т.д. НПО Только те, кто дает комментарии по процедурам (включая ОВОС)? В общем - критерии? Другие аспекты? Право на здоровую окружающую среду
Общая практика в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) Все страны ЦВЕ внесли вышеупомянутые требования в соответствующие нормативно-правовые акты надлежащим образом. Практическая реализация заключается в выполнении правовых требований, принимая во внимание конкретные особенности каждого проекта, плана, программы.
Практическое применение Эспо Более 800 дел на настоящий момент Распространенные примеры: Электрические станции: атомные, угольные, ГЭС, газовые, ветровые Трансграничная инфраструктура: дороги, железные дороги, ЛЭП, трубопроводы Добыча ископаемых, основные карьеры и оперативная обработка Примеры: Строительство АЭС «Белене» (Болгария) Газопровод «Набукко» (Турция – Болгария - Румыния) Практический опыт СЭО в трансграничном контексте для генплана «Охрана и реабилитация береговой зоны Румынии»
Практический пример: Строительство АЭС «Белене» (Болгария) Процедура ОВОС Сторона происхождения – Болгария Потерпевшая сторона – Румыния Уведомление - 10 сентября 2003 г. – из Болгарии в Румынию Выражение интереса в участии – 7 октября 2003 г. – из Румынии в Болгарию Общественный доступ к Исследованию воздействия на окружающую среду – один месяц в каждой стране Общественные слушания в Болгарии – апреля 2004 г. – Белене, Свиштов, Никополь и София – 4 мая 2004 г.
Практический пример: Строительство АЭС «Белене» (Болгария) Процедура ОВОС Общественные слушания в Румынии – 8 сентября 2004 г. - Турну Мъгуреле Принятие решения об ОВОС 22 ноября 2004 г. – содержит 50 условий, которые должны быть выполнены на стадии проектирования, строительства и функционирования; Условия, выдвинутые Румынией, были приняты во внимание; Условия в решении по ОВОС подлежат контролю; Общественный доступ к документации по ОВОС гарантируется в соответствии с Законом о доступе к общественной информации
Практический опыт ОВОС в трансграничном контексте для генплана «Охрана и реабилитация береговой зоны Румынии» Сторона происхождения: Румыния Потерпевшая сторона: Болгария Уведомление – январь 2012 г. – из Румынии в Болгарию Выражение интереса об участии Консультации между Сторонами, включая общественный доступ к исследованию воздействия на окружающую среду в Болгарии Результаты направляются властям Румынии Принятие положительного экологического заключения властями Румынии Инициация мониторинга программы
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Нина Стоянова (дипломированный инженер), Международный консультант по вопросам окружающей среды, Болгария Тел.: