Директивы по ОВОС/СЭО Орхусская конвенция и Конвенция Эспо Региональный семинар на тему «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая оценка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Взаимосвязь между ОВОС и СЭО и международными соглашениями августа 2013 г. Бишкек, Кыргызстан Нина Стоянова (дипломированный инженер) Международный.
Advertisements

Р ЕАЛИЗАЦИЯ О РХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ студентка 4 курса, ЭФ Еременко Алеся Леонидовна.
Ситуационные анализы Центральной и Восточной Европы: Применение ОВОС и СЭО в трансграничном контексте Региональный семинар «Оценка воздействия на окружающую.
Практический опыт в области применения СЭО в Болгарии Региональный семинар «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка»
Орхусский центр г. Гродно: содействие доступу к экологической информации Романович Иоланта Николаевна, координатор Орхусского центра г. Гродно 26 июня.
Центральная и Восточная Европа: Реализация ОВОС и СЭО на трансграничном уровне Оценка воздействия на окружающую среду и Стратегическая экологическая оценка.
Ми требованиями Сравнение требований Всемирного Банка по ЭО и требований законодательства Румынии Региональный семинар по защитным мероприятиям Кишинев,
Пункты 1 и 2 статьи 9 Орхусской Конвенции: общие положения ВЫПОЛНЕНИЕ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ СЕГОДНЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУТИ ДЛЯ ЛУЧШЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УПРАВЛЕНИЯ.
Проект разработан Е.Лаевской Редактирован Т.Плешко и Н.Замфир в соответствии с рекомендациями Jerzy Jendrośka.
Специальное совещание по участию общественности в международных форумах. Опыт Республики Беларусь д.т.н. Наркевич И.П.
Орхусская конвенция. Конвенция ЕЭК ООН "О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся.
Обучающий семинар Предоставление муниципальных услуг по принципу «одного окна» Смоленск, 19 июня 2013 года Департамент Смоленской области по информационным.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Тема 6.1. Организационно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
КОНВЕНЦИЯ ЕЭК ООН ПО ТРАНСГРАНИЧНЫМ ВОДАМ: РАМКИ ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Бу Либерт, Региональный советник ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ.
С ЕМИНАР ПО НАПИСАНИЮ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Б ЕЛАРУСЬ.
Международное сотрудничество в области управления природоохранной деятельностью.
This project is funded by the European Union Strengthening Public Participation and Civil Society Support to Implementation of Aarhus Convention A project.
Участие общественности Участие общественности Marianna Bolshakova UNECE Environment and Human Settlements Division St. Petersburg.
Транксрипт:

Директивы по ОВОС/СЭО Орхусская конвенция и Конвенция Эспо Региональный семинар на тему «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая оценка окружающей среды» августа 2013 г. Бишкек, Кыргызстан Нина Стоянова (дипломированный инженер) Международный консультант по вопросам окружающей среды, Болгария

Законодательство Нормативно-правовая база ЕС Директива 1985/337/EEC (Директива по ОВОС) подвергалась изменениям и дополнениям трижды – в 1997, 2003 и 2009 гг. Директива 97/11/EC привела вышеуказанную директиву в соответствие с Конвенцией Эспо ЕЭК ООН по ОВОС в трансграничном контексте. Директива 1997 г. расширила сферу действия Директивы по ОВОС за счет включения дополнительных типов проектов и увеличения количества проектов, требующих обязательной оценки экологического воздействия (Приложение 1). В целях ясности и рациональности данная Директива была кодифицирована Директивой 2011/92/EU. В рамках Директивы 2009/31/EC были внесены поправки в Приложения 1 и 2 Директивы об ОВОС в виде дополнительных проектов, связанных с транспортом, каптажем и хранением двуокиси углерода (CO2). Директива по СЭО (2001/42/EC) Директива 2003/4/EC по общественному доступу к экологической информацией и отмена Директивы Совета 90/313/EEC В рамках Директивы 2003/35/EC была предпринята попытка привести в соответствие положения об общественном участии и Орхусскую конвенцию об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Международное законодательство Конвенция Эспо (1991) и Протокол по СЭО к Конвенции (2003) Орхусская конвенция (1998)

Конвенция Эспо Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте была принята в Эспо (Финляндия) в 1991 г. Вступила в силу в 1997 г. На момент вступления в силу – 16 участников, в настоящее время – 45 участников. 1-ая поправка – 21 участник (не вступила в силу) 2-ая поправка – 21 участник (не вступила в силу) Дополнена Протоколом о стратегической оценке окружающей среды; подписан в 2003 г.; вступил в силу в июле 2010 г. Подписантов – 38, участников - 25.

Страны-участницы Конвенции Эспо Участники Эспо Подписанты Другие страны ЕЭК ООН

Конвенция Эспо в Центральной Азии СтранаЕЭК ООНЭспоКаспийская КазахстанДаУчастникДа КыргызстанДаУчастникX ТаджикистанДа-X ТуркменистанДа- УзбекистанДа-X Ни одна из стран Центральной Азии не подписала Протокол

Трансграничная ОВОС/СЭО Применительно к проектам/планам и программам, которые могут оказывать существенное влияние на экологию другого государства Может запрашиваться государством, находящимся под угрозой существенного воздействия Вовлеченные стороны должны быть проинформированы Соответствующие органы, ответственные за состояние окружающей среды, и представители общественности в государстве, которое подверглось воздействию, могут выражать свои мнения Разумные временные рамки для предоставления соответствующей информации Информация об окончательном решении/заявлении может быть обжалована в суде Анализ после проведения проекта, мониторинг предлагаемых мер

Как это работает МИД Коорд. орган Эспо Пример коммуникации через координационные органы по Эспо в отношении планов, проектов или существующих структур в случае трансграничного воздействия на соседние страны

Орхусская конвенция Была принята 25 июня 1998 г. в датском городе Орхус. Вступила в силу 30 октября 2001 г. Три аспекта доступ к экологической информации общественное участие в принятии решений по вопросам окружающей среды доступ к правосудию

Новый тип экологического соглашения Связывает экологические права и права человека Признает тот факт, что мы несем обязательства перед будущими поколениями Устанавливает, что достижение устойчивого развития возможно лишь при вовлеченности всех заинтересованных сторон Связывает подотчетность правительства и охрану окружающей среды Делает акцент на взаимодействии между общественностью и государственными органами в условиях демократии.

Доступ к правосудию Заинтересованные представители общественности Достаточный уровень заинтересованности Нарушение права (предварительное условие) Задача – широкий доступ к правосудию Любая экологическая НПО Должна иметь Достаточный уровень заинтересованности Права, которые могут быть нарушены Кого считать заинтересованными представителями общественности? Землевладельцы и т.д. НПО Только те, кто дает комментарии по процедурам (включая ОВОС)? В общем - критерии? Другие аспекты? Право на здоровую окружающую среду

Общая практика в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) Все страны ЦВЕ внесли вышеупомянутые требования в соответствующие нормативно-правовые акты надлежащим образом. Практическая реализация заключается в выполнении правовых требований, принимая во внимание конкретные особенности каждого проекта, плана, программы.

Практическое применение Эспо Более 800 дел на настоящий момент Распространенные примеры: Электрические станции: атомные, угольные, ГЭС, газовые, ветровые Трансграничная инфраструктура: дороги, железные дороги, ЛЭП, трубопроводы Добыча ископаемых, основные карьеры и оперативная обработка Примеры: Строительство АЭС «Белене» (Болгария) Газопровод «Набукко» (Турция – Болгария - Румыния) Практический опыт СЭО в трансграничном контексте для генплана «Охрана и реабилитация береговой зоны Румынии»

Практический пример: Строительство АЭС «Белене» (Болгария) Процедура ОВОС Сторона происхождения – Болгария Потерпевшая сторона – Румыния Уведомление - 10 сентября 2003 г. – из Болгарии в Румынию Выражение интереса в участии – 7 октября 2003 г. – из Румынии в Болгарию Общественный доступ к Исследованию воздействия на окружающую среду – один месяц в каждой стране Общественные слушания в Болгарии – апреля 2004 г. – Белене, Свиштов, Никополь и София – 4 мая 2004 г.

Практический пример: Строительство АЭС «Белене» (Болгария) Процедура ОВОС Общественные слушания в Румынии – 8 сентября 2004 г. - Турну Мъгуреле Принятие решения об ОВОС 22 ноября 2004 г. – содержит 50 условий, которые должны быть выполнены на стадии проектирования, строительства и функционирования; Условия, выдвинутые Румынией, были приняты во внимание; Условия в решении по ОВОС подлежат контролю; Общественный доступ к документации по ОВОС гарантируется в соответствии с Законом о доступе к общественной информации

Практический опыт ОВОС в трансграничном контексте для генплана «Охрана и реабилитация береговой зоны Румынии» Сторона происхождения: Румыния Потерпевшая сторона: Болгария Уведомление – январь 2012 г. – из Румынии в Болгарию Выражение интереса об участии Консультации между Сторонами, включая общественный доступ к исследованию воздействия на окружающую среду в Болгарии Результаты направляются властям Румынии Принятие положительного экологического заключения властями Румынии Инициация мониторинга программы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Нина Стоянова (дипломированный инженер), Международный консультант по вопросам окружающей среды, Болгария Тел.: