СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ МОДУЛЬ 2.2
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ Типичные задачи: Формулировка целей и результатов Выбор индикаторов для мониторинга результатов Сбор базовой информации по существующей ситуации (базовый уровень индикаторов) Определение конкретных целей (уровень достижения индикаторов) и их планирование по времени Регулярный сбор информации о выполнении целей Подготовка анализа и доклада о результатах
МОДЕЛЬ ИЗ 10 СТУПЕНЕЙ Оценка готовности Соглашение по результатам, подлежащим мониторингу и оценке Базовая информация об индикаторах – какое положением имеем на настоящий момент? Мониторинг результатов Доклад мониторинга Сохранение системы М&О в организации Выбор основных индикаторов Определение необходимых для достижения результатов задач Роль оценки Использование доклада Source : Kusek, J.Z., Rist, R. C. (2004).Ten Steps to a Results-based Monitoring and Evaluation System (A Handbook for Development). The World Bank, Washington DC, p.25
КАКОЙ ПОДХОД ВЫБРАТЬ? В масштабах всей страны? На уровне министерства? На уровне района? Смешанный подход? Зависит от целей и задач системы мониторинга и оценки, а от также существующей практики
ШАГ 1 – ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ Даст ответ на вопрос, готовы ли правительства (или министерства) к тому, чтобы внедрить системы мониторинга и оценки и руководствоваться ими В целом каким опытом/компетенцией обладает правительство в области мониторинга и оценки? Какие социальные группы желают/могут поддержать внедрение систем мониторинга и оценки результатов программ?
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ – 8 ВОПРОСОВ 1.Какие факторы давления способствуют необходимости создания системы мониторинга и оценки многоязычного образования? 2.Кто является сторонником системы М&О? 3.Что является источником мотивации содействия внедрению системы М&О для основных сторонников? 4.В чьей собственности будет система? Кто получит пользу от системы? В каком объеме информации они нуждаются на самом деле? 5.Каким образом будет способствовать система улучшенному перераспределению ресурсов и более эффективному достижению программных целей? 6.Каким образом отреагируют правительственные органы, сторонники и персонал на негативную информацию, предоставленную системой М&О? 7.Где мы можем изыскать опыт и ресурсы, необходимые для внедрения ориентированной на результаты системы М&О? 8.Каким образом связывает система М&О уровни проекта, программуы, с секторными и национальными целями многоязычного образования?
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Обсудите в группе и ответьте на 8 вопросов о готовности в секторе профессионального образования в Армении к системе М&О
ШАГ 2- Соглашение по результатам Каждая политика, программа или проект обладают определенными целями Чем отличаются эти цели от результатов и индикаторов? Результаты демонстрируют успех (что мы увидим, когда достигнем цели) Результаты в конечном итоге подразумевают определенную пользу для целевой группы (например, для этнических меньшинств) По какой причине необходимо максимально уточнить результаты? Из-за того, что вклад, активности (мероприятия) и продукты (первичные результаты) истекают из намеченных результатов. Из-за того, что индикаторы, базовые показатели и целевые индикаторы -самые важные элементы логической системы - истекают из намеченных результатов
ВЫБОР РЕЗУЛЬТАТОВ Какими стратегическими приоритетами обладаем? Для чего необходимо согласование по результатам? – так как это является средством достижения национального консенсуса и мобилизации необходимой компетенции/ресурсов Крайне важно начать консультационный процесс с участием групп по интересам Процесс вовлеченния должен начаться с формулировки целей и продолжиться определением результатов и созданием системы индикаторов.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП ПО ИНТЕРЕСАМ К ПРОЦЕССУ ВЫБОРА РЕЗУЛЬТАТОВ Каким образом подключить их к процессу? В результате оценки готовности должна стать возможной идентификация основных участников (например, образование)? Дискуссии, фокус-группы, опросы и т.д. помогут вам : в установлении основных интересов заинтересованных сторон( например, недостаточное количество квалифицированных учителей профессионального образованиянедостаточное количество учебников и т.д.) поможет вам в трансформации проблем в позитивные результаты (например, улучшение качества преподавания в ПТО); значительно проще достичь политического консенсуса, если будем говорить о желательных для групп по интересам результатах; поможет вам в разделении результатов на составные части, чтобы вы смогли ответить на следующие вопросы: Для кого? Где? Сколько? Когда?
Нищенское состояние зданий школ Результаты Трансформация проблем в позитивные результаты из - в - Улучшение зданий школ в соответствии со стандартами современной рыночной экономики Части проживающего на селе населения сложно преодолевать длинную дистанцию до школ Ученики получат равные возможности получения образования Школы не предоставляют ученикам знаний, необходимых для современной рыночной экономики Улучшенный учебный план лучше отвечает стандартам рыночной экономики Бедные и социально нуждающиеся не получают качественного образования Дети, которые больше всех нуждаются в помощи, получают финансирование для образования Проблемы Cited as in: Kusek, J.Z., Rist, R. C. (2004).Ten Steps to a Results-based Monitoring and Evaluation System (недостаточное количество квалифицированных учителей A Handbook for Development). The World Bank, Washington DC, p.62.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД Приведите примеры проблем, существующих в системе профессионального образования; Выберите1 проблему для группы и опишите её с помощью Рабочего Листа 2.1. После этого обсудите и заполните Рабочий Лист 2.2