Семинар-совещание «Мониторинг, контроль и аудит в контрактной системе» Контроль в сфере закупок
проводит плановые проверки (согласно планам проверок); проводит внеплановые проверки (случаи установлены в ч. 15 ст. 99 Закона 44-ФЗ); рассматривает уведомления об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (возникновение потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновение необходимости срочного медицинского вмешательства); согласовывает решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений). Контрольный орган в рамках своих функций:
заказчиков; контрактных служб; контрактных управляющих; комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд; специализированных организаций. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении:
В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, плановые проверки проводятся - не чаще чем один раз в шесть месяцев. Плановые проверки проводятся в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки (иск. указанной в ч. 13 ст. 99 Закона 44-ФЗ комиссии) - не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Порядок проведения проверок
Цель проведения плановой проверки – предупреждение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Предмет проведения плановой проверки – соблюдение при закупке товара, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. В настоящий момент порядок проведения плановых проверок регламентирован Приказом Минэкономразвития РФ от «Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».
1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего (глава 6 Закона 44-ФЗ). 2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок; 3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии предписания. Контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
При выявлении в результате плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: 1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях; 2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Результаты проверок
Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации. Реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок
При выявлении в результате проведения контрольными органами в сфере закупок плановых и внеплановых проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, указанные органы контроля обязаны передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в течение двух рабочих дней с даты выявления такого факта. Результаты проверок
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 6 и п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. п. 6 и Уведомление о такой закупке направляется в орган местного самоуправления городского округа. К этому уведомлению прилагается: - копия заключенного контракта (договора); - обоснование его заключения (акт, служебная записка, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, протокол осмотра места происшествия). Данные документы подлежат проверке, в случае выявление нарушений законодательства – внеплановая проверка. Согласование у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
возникновение потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновение необходимости срочного медицинского вмешательства и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для срочного медицинского вмешательства. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ
Понятия способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых затрачивать время нецелесообразно. чрезвычайная ситуация - это обстановка сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. (Цит. Федеральный закон от ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера») обстоятельства непреодолимой силы - относятся обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Указанные обстоятельства возникают помимо воли заинтересованных лиц, им неподконтрольны, и данные лица не могут предвидеть или предотвратить их разумными мерами.
Решение заказчика согласовывается с органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. Заказчик в документальном отчете обязан 1) обосновать невозможность (нецелесообразность) использования иных способов осуществления закупок; 2) обосновать цену контракта и его иные существенные условия. Контракт должен содержать расчет и обоснование цены (ч. 3 и 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ).ч. 34 ст. 93 При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, или по начальной (максимальной) цене контракта при проведении электронного аукциона. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в данный момент приказ Минэконразвития 124). В соответствии с ч. 25 ст. 93 Закона 44-ФЗ (признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений).