БАБЕЛЬ ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ (1894–1940) русский писатель Презентация подготовлена Учащейся 12а заочной группы МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 1» Ивановой Яной
За советский период в СССР было незаконно репрессировано около двух тысяч литераторов, около полутора тысяч погибли в тюрьмах и лагерях, так и не дождавшись свободы, сто пятьдесят пропали без вести. Советские карательные органы враз разбирались и с писателем, и с его произведениями. Так было и с Исааком Эммануиловичем Бабелем…
Родился в состоятельной еврейской семье в Одессе. Учеба: Коммерческое училище им. графа С. Ю. Витте в Николаеве Одесское Коммерческое училище им. императора Николая I Изучал иврит, Библию, Талмуд; у известного музыканта П. С. Столярского учился игре на скрипке. С 1911 по 1916 год экономическое отделение Киевского коммерческого института В 1915 был принят на четвертый курс Петроградского психоневрологического института (не окончил)
Конец 1919 начало 1920 Бабель проводит в Одессе, где работает заведующим редакционно- издательским отделом Госиздата Украины. Весной 1920 уходит на фронт в Первую конную армию в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист» На исходе борьбы Красной Армии с Польшей в 1920 переболевший тифом Бабель вернулся в Одессу. Вскоре он начал писать о революции. Материалом стал опыт, приобретенный во время конармейского похода. Художница Е. Б. Гронфайн, первая жена Бабеля
В он близко видел коллективизацию. Тогда же, в 1930 написал о ней рассказ «Колывушка», дав ему подзаголовок: из книги «Великая Старица» (опубликован только в 1956 в благотворительном номере журнала «Простор»). Большой травмой для писателя была отвергнутая совместная с С. М. Эйзенштейном работа над фильмом «Бежин луг» (запрещен и уничтожен ). В 1926 году Исааком Бабелем был опубликован сборник рассказов «Конармия» о Первой Конной Армии Будённого.
С 1934 года за Бабелем велась слежка. По иронии судьбы, именно благодаря отлаженной работе стукачей мы можем теперь узнать мысли Бабеля -- те самые, которые он тогда не мог ни опубликовать, ни даже доверить бумаге. «Источник» сообщал: «В ноябре 1934 года Бабель сказал: «Люди привыкают к арестам, как к погоде. Ужасает покорность партийцев и интеллигенции к мысли оказаться за решеткой. Все это -- характерная черта государственного режима…
Арест Конец 15 мая 1939 Бабель был арестован на даче в Переделкине под Москвой. Писатель обвинялся в «антисоветской заговорщической террористической деятельности в подготовке террористических актов... в отношении руководителей ВКП(б) и Советского правительства. Певец одесских бандитов и первой красной конной армии. Бабель был активный чекист, любил злорадно вспоминать, как в 1919 году в Александровском дворце он разбирал детские игрушки убитого Цесаревича Алексея. Свою книгу «Конармия» Бабель посвятил «герою революции товарищу Троцкому». В 30-е годы, будучи активным участником коллективизации, Бабель говорил поэту Багрицкому: «А вы знаете, Эдуард Георгиевич, я стал совсем равнодушно смотреть, как расстреливают людей». Но самого Бабеля расстреляли не за эту жестокость, а за его вовлечённость в троцкистскую деятельность. Бабель был близок и с группой красных командиров, сторонников Троцкого: Примаковым, Кузьмичевым, Охотниковым, Шмидтом, Зюком. Поэтому причины расстрела Бабеля в 1939 году совершенно очевидны и понятны. Он был активным сторонником злейших врагов Сталина.
Заключение Первый допрос после ареста Бабеля длился без остановки трое суток. Вероятно, это были самые страшные дни в жизни писателя. Сначала он не признавал себя виновным, затем Бабель признал: «Продолжительное время был связан с троцкистами, находился под их влиянием и связал свою судьбу с Вронским. Разделял и сам занял троцкистскую позицию творить вопреки массе, вопреки партии, допускал клеветнические обобщения положения в стране и выпады против существующего руководства».
Из материалов следственного дела: «Постоянное общение с троцкистами, как показал Бабель, оказало влияние на его творчество. В «Конармии» он описал все жестокости и несообразности гражданской войны. Подчеркнуты только крикливые и резкие эпизоды, полное забвение роли партии в деле сколачивания тогда еще недостаточно пронизанного пролетарским сознанием регулярной и внушительной единицы Красной Армии. «Одесские рассказы» -- отход от советской действительности. Бабель показал, что он вел антисоветские разговоры среди писателей Ю. Олеши и В. Катаева, артиста Михоэлса и кинорежиссеров Александрова и Эйзенштейна. По поводу происходящих в стране судебных процессов Бабель говорил, что в стране происходит якобы не смена лиц, а смена поколений, что арестованы лучшие, наиболее талантливые полководцы и военные деятели».
Суд, приговор, расстрел К тому моменту Исаак Эммануилович уже практически простился с жизнью, но его терзала судьба упомянутых им на допросах знакомых. И он пишет несколько заявлений в Прокуратуру СССР о том, что в своих показаниях оговорил невинных людей. Бабель понимал, что обречен, поэтому за других бился до последнего. За день до судебного заседания писатель написал ходатайство о том, чтобы были приняты во внимание его предыдущие заявления. Но ни одна из его просьб не была удовлетворена. На следующий день в кабинете Берии в Бутырской тюрьме состоялся суд. «Тройка» зачитала приговор. Дали слово Бабелю: «Я не виновен. Шпионом не был. Никогда ни одного действия не допускал против Советского союза. В своих показаниях навел на себя поклеп. Себя и других оговорил по принуждению… » Но судьи его не слушали. Приговор -- расстрел -- был предрешен. Бабеля ждала бесконечная и мгновенная ночь смертника. 27 января 1940 Бабель был расстрелян, тело его было сожжено в крематории Донского монастыря.
Реабилитация 25 января 1954 года жена Бабеля А. Пирожкова обратилась с просьбой к Генеральному прокурору СССР Руденко: «Мой муж… осужден сроком на 10 лет без права переписки. По справкам, полученным мною от МВД СССР, он жив и содержится в лагерях. Прошу вас пересмотреть его дело для возможности облегчения его дальнейшей участи». Военная коллегия Верховного суда определила: «Приговор от 26 января 1940 года в отношении Бабеля И. Э. отменить по вновь открывшимся обстоятельствам и дело о нем… прекратить». На обороте же заключения дана справка: «Приговор в отношении Бабеля И. Э. приведен в исполнение 27 января 1940 года». Пирожковой объявили о реабилитации Бабеля и о том, что он умер 17 марта 1941 года. В заключении о реабилитации Бабеля было сказано: «Что послужило основанием для его ареста из материалов дела не видно, так как постановление на арест было оформлено 23 июня 1939»
При аресте были изъяты все его рукописи 24 папки 24 января 1964 года Военная прокуратура обратилась в КГБ с просьбой выслать ей изъятые у Бабеля при обыске рукописи. Ответ: «Сообщаем, что рукописи и записные книжки не сохранились». Тот же ответ получен и спустя тридцать лет: рукописей Бабеля нет. Александр Солженицын назвал клочок неба, простирающийся над Лубянкой, несчастливым. Этот маленький клочок неба проткнула насквозь труба, столб дыма из которой десятилетиями посыпал Москву пеплом сожженных рукописей. Сколько вылетело из этой трубы пепла, сколько улетело в нее книг, которых уже никто никогда не прочтет…
Источники babelya-rasstrelyali-po-sfabrikovannomu-delu-na-sleduyucshij-den-posle- suda babelya-rasstrelyali-po-sfabrikovannomu-delu-na-sleduyucshij-den-posle- suda