Проблемный урок Чуть-чуть теории. Развивающие и воспитательные цели урока Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Advertisements

Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Педагогический проект: Учебно-исследовательская деятельность в технологии современного урока математики и внеклассных занятий Учитель математики МКОУ ООШ.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Как открывать знания вместе с учениками Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф,физик.
Технология проблемного диалога Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти Эвви Неф ( амер. журналист)
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Технология проблемного обучения в начальной школе.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Поспелова И. В. МОУ СОШ 7 г. Шарыпово.
Технология проблемного обучения. Работу выполнила учитель начальных классов Валышева Валерия Олеговна.
Проблемно-диалогическое обучение Методист дошкольного и начального образования ПОИПКРО Ремер Ольга Федоровна.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18.
«Технология проблемно – диалогового обучения» Образовательные цели урока: знания, умения, навыки. Из всех образовательных целей творчески достигаются только.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Транксрипт:

Проблемный урок Чуть-чуть теории

Развивающие и воспитательные цели урока Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способностей. Воспитательные цели связаны с формированием личности ученика: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.

Образовательные цели урока Знания Умения Навыки понимаемая и воспроизводимая научная информация применяемые на практике знания автоматизированные действия Этапы урока Введение и воспроизведен ие нового материала Решение задач и выполнение упражнений Устный счёт, чистописание

Классификация методов введения знаний. методы проблемные традиционные Постановка учебной задачи Побуждение от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирую щим приёмом Сообщение темы Поиск решения Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий диалог от проблемы подводящий диалог без проблемы Сообщение знания

Структура проблемного урока Цель урока Этапы урокаТворческие звенья деятельности учащихся ЗНАНИЕЗНАНИЕ введение воспроизведение постановка учебной проблемы формулирование вопроса или темы урока поиск решения открытие субъективно нового знания выражение решения реализация продукта выражение нового знания в доступной форме представление продукта учителю и классу

Этапы научной творческой деятельности НазваниеСодержаниеРезультат 1.Постановка проблемы - возникновение проблемной ситуации; -осознание противоречия; - Формулирование проблемы Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения 2. Поиск решения -выдвижение гипотез; -проверка гипотез. Решение – понимание нового знания 3.Выражение решения выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт-рукопись книги, статьи, доклада 4. Реализация продукта предъявление продукта людям через публикацию, выступление Реализованный продукт – книга, статья, доклад

Как поставить учебную проблему? Формулирование проблемы часто более существенно, чем её разрешение… А. Эйнштейн

Приёмы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приёмы создания проблемной ситуации С удивлениемМежду двумя (или более) положениями 1.Одновременно предъявить противоречивые факты. 2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг1.Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью. СзатруднениемМежду необходимость ю и невозможность ю выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, невыполнимое вообще. 5. Дать практическое задание не сходное с предыдущим. 6. Шаг1. Дать невыполнимое практическое задание сходное с предыдущим. Шаг 2. Доказать, что задание учащимися не выполнено.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Приём 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Приём 1. о теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений? Почему? Приём 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле? Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Приём 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применяли? Задание выполнено?

Цель: Ввести скобки как средство обозначения порядка действий Урок математики во 2 классе. Приём 1. Предъявление двух противоречивых фактов Ученики испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации)

2 + 5 · 3 = · 3 = 21 Примеры одинаковые, а ответы разные! Вижу вы удивлены. Почему? Значит над каким вопросом подумаем? Почему в одинаковых примерах получились разные ответы? Давайте рассуждать. Если отличаются правые части… То отличаются и левые. Чем отличаются левые части? Какие есть идеи? Левые части отличаются порядком действий. Какой порядок действий в первом примере? Сначала умножение, а потом сложение. Во втором? Сложение. Потом умножение В каком примере мы действовали по правилу? В первом! А во втором примере мы нарушили правило! Как же нам догадаться, что здесь сложение выполняется первым? Надо что-то в пример дописать! Нужен какой – то знак, чтобы пометить сложение. Побуждение к осознанию противоречия Осознание противоречия Побуждение к формулированию проблемы Учебная проблема

Цель: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительного. Урок окружающего мира во 3 классе. Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений? Почему?

ночь ноч ночь ключь ключ ключ ложь лож лож По-разному! Побуждение к осознанию противоречия Возникновение проблемной ситуации. Осознание противоречия Записать слова «ночь», «ключ», «ложь» Три ученика работают у доски, остальные проверяют их работу Что же получилось? Задание было одно. А как оно выполнено? Почему же так вышло? Чего мы ещё не знаем? Какой будет тема урока? Побуждение к формулированию проблемы Мягкий знак на конце существительных. Неточная формулировка учебной проблемы Так… Принятие неточной формулировки А уточнить тему можно? Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных Учебная проблема как тема урока Побуждение к перефразированию

Цель: Изучение глаголов исключений Урок русского языка в 4 классе. Приём 3. Шаг 1: вопрос на ошибку. Шаг 2: предъявление научного факта. Ученики испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации)

смотреть стелить «Смотреть» - I спряжения, а «стелить» - II спряжения. Ребята, какого спряжения глагол «смотреть»? Глагол «стелить»? Обнажилось ошибочное представление учащихся Посмотрите на доску, где я проспрягала эти глаголы «Смотреть» - I спряжения, а «стелить» - II спряжения. Побуждение к осознанию противоречия Итак, что вы думали о глаголе «смотреть» и что оказалось на самом деле? Мы думали, что глагол «смотреть» - I спряжения, а оказалось II. Осознание противоречия А о глаголе «стелить»? Мы думали, что глагол «стелить» - II спряжения, а оказалось I. Итак, что вы думали и что оказалось? Мы думали, что глаголы одного спряжения, а оказалось другого. Побуждение к осознанию противоречия Почему так получилось? Эти глаголы не попадают в правило. Побуждение к формулирован ию учебной проблемы И поэтому они называются «глаголы- исключения». Так какой будет сегодня тема урока? Глаголы- исключения. Учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой

Цель: Ввести новое арифметическое действие умножение Урок математики во 2 классе. Приём 4. Невыполнимое практическое задание Ученики испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации)

= 8 На одну рубашку пришиваю 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 860 рубашек? Возникновение проблемной ситуации Ребята, вы сможете записать решение к этой задаче? Нет. Побуждение к осознанию противоречия А почему? В чём затруднение? Получится слишком длинная запись Значит, что нам надо сегодня открыть? Побуждение к формульрованию проблемы Надо придумать новый – короткий способ записи Учебная проблема в формулировке, не совпадающая с темой …+9

Цель: Сложение двузначных чисел с переходом через разряд Урок математики в 1 классе. Приём 5. Задание, не похожее на предыдущее Ученики испытывают удивление. (возникновение проблемной ситуации)

Ребята, вы смогли выполнить задание? Нет, мы таких примеров ещё не решали Побуждение к осознанию противоречия Каких примеров не решали? Почему здесь возникло затруднение? 8 и 7 даёт 15, единиц больше десяти Значит, какие примеры мы сегодня будем учиться решать? Побуждение к формулированию проблемы На сложение двузначных чисел, в которых сумма единиц больше десяти Учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой

Подводящий диалог Репродуктивные задания Мыслительные задания ВспомниВыполни ПроанализируйСравни ПОВТОРЕНИЕ ВОПРОС УЧИТЕЛЯ НА ОБОБЩЕНИЕ

Цель: Изучение правописания безударных гласных в приставках Урок русского языка в 3 классе.

долетел забежал написал В корне и приставке. В каких частях слова находятся безударные гласные? Учебная проблема, в формулировке совпадающая с темой. Какое правило о написании безударных гласных мы применили, выполняя упражнение? О безударных гласных в корне слова. А какое правило ещё не учили, с каким будем знакомиться сегодня? Наверное, о безударных гласных в приставках

Сравнительная характеристика побуждающего и подводящего диалогов ПобуждающийПодводящий Структура Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль ученика Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его открытию мысли. Признаки -Скачок к неизвестному, догадка -- Переживание учеником риска. --Возможны неожиданные ответы учеников. -- Может быть прекращён с появлением нужной мысли ученика. -Пошаговый ход, жёсткое ведение мысли ученика, последний вопрос на обобщение. -- Переживание учеников открытия в итоге. -- Почти не возможны неожиданные ответы учеников. -- Не может быть прекращён идёт до конца. результат развитие творческих способностей развитие логического мышления

Проверь себя Какой приём использован?

6, 12, 45, 8, 9 Однозначные и двузначные. На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные и умножьте их на 7. Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. Практическое задание не сходное с предыдущим Урок 1. Приём 5

Урок 2. Мы сравнивали углы на глаз. Сравните углы Практическое задание не сходное с предыдущим Каким способом вы сейчас сравнивали углы? Теперь сравните такие углы Они одинаковы Выполняют задание, применив известный способ Каким способом сравнивали? На глаз. А это точный способ? Нет, не точный. Тогда можете ли вы утверждать, что эти углы равны? Нет, не можем. Доказывает, что задание не выполнено Осознают, что задание не выполнено Реакция затруднения. Возникновение проблемной ситуации Приём 6

Как искать решение учебной проблемы

Побуждающий к выдвижению гипотез диалог СтруктураПобуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устнойпрактической Общее побуждение К любым гипотезам: Какие есть гипотезы? К аргументу/ контраргументу: Согласны с гипотезой? Почему? к плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу? Подсказкак решающей гипотезе к аргументу/ контраргументу к плану проверки Сообщениерешающей гипотезы к аргументу/ контраргументу плана проверки

Реакция на неожиданные формулировки Принятие неожиданной формулировки Побуждение к переформулированию ТакКто думает иначе? +

12 · 7 45 · 7 Нет не смогли. Вы смогли выполнить моё задание? Побуждение к осознанию противоречия Почему же это задание не получилось? Какое умножение вы не проходили? Какова будет тема урока? Побуждение к формулированию проблемы Это нельзя умножить. Это умножение мы не проходили Осознание затруднения Внетабличное умножение Неточная формулировка учебной проблемы Как здорово! Принятие неточной формулировки Надо умножить двузначное число на однозначное Учебная проблема как тема урока Как можно сказать? Что надо сделать в примерах второго столбика? Побуждение к переформулированию