..... Алгоритм работы педагога- психолога в рамках ПМПк
На основе понимания причин, механизмов тотального недоразвития разработать адекватные коррекционные мероприятия с целью обеспечения максимальной социально- психологической адаптации ребенка в образовательной среде Цель психологического сопровождения
Сопровождение определяется тремя основными взаимосвязанными задачами Систематическое отслеживание психолого- педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения; Определение наиболее адекватных путей и средств развивающе- коррекционной работы с ребенком Прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития( сохранные, потенциальные и компенсаторные возможности ребенка). Прогнозирование развития ребенка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития( сохранные, потенциальные и компенсаторные возможности ребенка).
Сбор сведений о ребенке у родителей Сбор сведений о ребенке у педагогов Изучение истории развития ребенка Изучение продуктов деятельности ребенка Формирование первичной гипотезы проблемы Подбор диагностических методик для обследования Обследование ребенка Анализ результатов обследования Заключение, выработка рекомендаций по обучению и воспитанию Составление программы развития ребенка
Запрос на обследование ребенка Обследование (индивидуальное)-1 этап Определение образовательного маршрута и необходимой коррекционной помощи (коллегиальное проведение консилиума)- 2 этап Направление ребенка на районную ПМПК Согласование деятельности различных специалистов по развивающе- коррекционной работе Реализация рекомендаций консилиума и ПМПК по развитию и коррекционной работе-3 этап Индивидуальная или групповая коррекционная работа
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА Сведения об учащемся-1 лист Результаты входной диагностики (готовность к обучению в школе)-2лист Динамика развития по годам (особенности развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речь, пространственные и временные представления, работоспособность, темп работы, мелкая моторика, эмоционально- волевая сфера)-3лист Коррекционно- развивающая работа, профилактическая работа (предмет коррекции, название методик )-4 лист Результаты коррекционной работы- 5 лист
Заключение психолога ПМПк Внешний вид и поведение в ситуации обследования: ребенок принял ситуацию обследования, вступил в доброжелательный контакт, у него явно выраженная ориентированность на реакцию взрослых, а не на самостоятельную работу, отсутствует критичность к результатам выполнения задания, заинтересованность в правильном выполнении задания. Инструкции не всегда понимает, импульсивен. Темп деятельности удерживается примерно на одном уровне в течение всего обследования. Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций Низкий уровень произвольной регуляции двигательной активности не только в учебных ситуациях, но и во внеурочное время.
Общая характеристика деятельности, сформированность регуляторных функций Низкий уровень произвольной регуляции двигательной активности не только в учебных ситуациях, но и во внеурочное время. Невозможность удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков одновременно, создания собственной программы выполнения какого-либо задания – соответствует низкому уровню произвольности высших психических функций. Объём внимания не соответствует возрастным нормам. Импульсивность, неумение сдерживать и анализировать свои эмоции, пережи вания соответствуют низкому уровню произвольности эмоциональной регуляции. Особенности развития моторики Общая моторная ловкость произвольной двигательной сферы соответствует низкому уровню развития. Сформированность мелкой моторики не соответствует возрастным нормам. Моторные навыки в графической деятельности, скоординированность движений пальцев, манипуляции с мелкими предметами отсутствуют.
Особенности речевого развития Низкий уровень развития речи. Слабая речевая активность, не всегда в соответствии с образностью ситуации. Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов соответствует низкому уровню развития. Речь эмоциональна, но не всегда соотносится с содержанием высказывания. Сформированность пространственных и временных представлений Знания о взаиморасположении объектов в пространстве, о пространственных и временных представлениях соответствуют низкому уровню развития. Создание сравнительных степеней прилагательных не доступно. Самостоятельно актуализацию сериальных рядов не производит, только с помощью педагога.
Особенности развития внимания Особенности развития сосредоточенности переключения, распределение внимания по ряду признаков в заданиях соответствуют низкому уровню развития внимания. Независимо от увеличения или уменьшения объёма восприятия, устойчивость внимания находится на низком уровне развития. Особенности развития памяти Объём запоминаемого материала опосредованно и непосредственно не соответствует возрастным нормам. Приёмами запоминания и припоминания с опорой на объект не владеет. Запоминает механически. Уровень развития кратковременной и долговременной памяти – низкий.
Особенности интеллектуального развития Зрительный гнозис сформирован не достаточно. Низкий уровень наглядно-образного мышления. Понимание рассказов со «скрытым» смыслом, метафор, поговорок, осознание причинно-следственных отношений соответствует низкому уровню развития. Умение обобщать не сформировано. Особенности мотивационно-волевой сферы, ведущий тип мотивации Учебная мотивация сформирована. Новая социальная позиция (внутренняя позиция школьника) сформирована. Особенности эмоционально-личностной сферы Приёмами и навыками эффективного межличностного бесконфликтного общения со сверстниками не владеет. Дистанционные отношения взрослый – ребенок знает и выполняет
Заключение Низкая умственная работоспособность. Общий темп мыслительных процессов – низкий. Произвольность регуляции деятельности – снижена. Низкий уровень развития мыслительных операций. Уровень развития оперативной и долговременной памяти ниже среднего. Поведение адекватное. Завышенность самооценки и притязаний. Внешние эмоциональные проявления не всегда адекватны ситуации. Эмоциональная неустойчивость в проблемных ситуациях. Произвольность саморегуляции снижена.
Система психологического сопровождения учащихся СентябрьОктябрь- апрель Май Обследование на начало учебного года. Составление заключений. Обсуждение проблем развития ребенка на начало года в рамках ПМПк. Индивидуализация учебных программ на основе заключения и рекомендаций. Проведен ие коррекци онной работы Обследование на конец года. Составление заключений. Индивидуальное консультирование родителей, педагогов по необходимости, в течение года.