ЛЕКЦИЯ 13 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Advertisements

Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна.
1 Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ (ГНОСЕОЛОГИЯ) Вопросы: 1.Сущность познания. Структура познавательной деятельности. 2. Познавательные способности.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Истина и ее критерии Урок обществознания в 10 классе С.В.Зверева.
Часть 1 1. Продукт общественно- трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеально воспроизведение в языковой форме объективных закономерных.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР? ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР? СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКА КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР? КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ МИР? ЧТО.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 13 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ГНОСЕОЛОГИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. ЧТО ТАКОЕ ГНОСЕОЛОГИЯ, ЭПИСТЕМОЛОГИЯ 2. ВИДЫ ПОЗНАНИЯ. ДЕМАРКАЦИЯ НАУЧНОГО И ВНЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ 3. ЧУВСТВЕННЫЕ И РАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ. 4.ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ 5.НАУКА. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. 6.ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Гносеология, эпистемология, герменевтика Гносеология – учение о познании. Изучает природу познания, его возможности, проблему истины, ФОРМЫ И МЕТОДЫ познания. Эпистемология – обоснование идеальной теории, науки. Изучает какой в идеале должна быть научная познавательная деятельность. Описание нормативной(идеальной) науки и научного познания.(Кант: Как возможна чистая математика, чистое естествознание?).

Гносеология ГЕРМЕНЕВТИКА – теория истолкования текстов. Искусство понимания, толкования многозначных символов, чужой индивидуальности, другого предмета. «Язык - дом бытия» (Хайдеггер). Косвенное свидетельство жизни сознания – язык (Гадамер). Понимание языка – это миропонимание. Надо изучать язык.

Познание Как возможно познание? Познаваем ли мир в целом? 1. ОПТИМИЗМ. принципиальная познаваемость мира: Платон, Аристотель, Гегель, Маркс, Ленин. 2. АГНОСТИЦИЗМ - мир в принципе не познаваем –Кант. 3. СКЕПТИКИ – сомнение в достоверности знания. Протагор (сущность вещи скрыта, изменчива). Пиррон – воздерживайся от суждений о подлинной сущности вещей.

Познание Виды познания: Житейское Художественное Философское Мистическое Религиозное Научное

СУБЪЕКТ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ СУБЪЕКТ познания (лежащий внизу, в основе) – все человечество, социальное целое, народ, группы, научное сообщество, человек. В субъект входят научные знания, методы, экспериментальные приборы. ОБЪЕКТ познания (противопоставляю) – фрагмент бытия в фокусе познающей мысли. Предмет познания –конкретные аспекты мира (человек – предмет познания антропологии, биологии, психологии)

Практика. ПРАКТИКА – воздействие людей на тот или иной объект с целью преобразования его для удовлетворения своих потребностей. Практика по отношению к познанию : 1- источник познания (мореплавание породило астрономию и часы. Земледелие - геометрию, строительство – механику, болезни – медицину). 2- приложение знаний 3- критерий истины

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ 1.ОЩУЩЕНИЯ- это отражение отдельных свойств предмета или явления 2.ВОСПРИЯТИЯ - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. 3.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранена образа предмета при его отсутствии в данный момент. Важную роль в формировании представления играют память и воображение.

ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ 1. Понятие – это формы мышления, которые выражаются в виде имен объектов, событий, явлений. Например, «больница», «врач», «человек», «мир» - примеры понятий. 2. Суждение – следующая форма рационального познания, представляющая из себя определенную связь понятий. В суждениях что-либо утверждается или отрицается, поэтому они могут быть истинными или ложными.

Формы рационального познания 3.Умозаключение -это еще более высокий уровень организации рационального познания, выражающийся в связи множества суждений. Умозаключение обычно организовано в виде мыслительного перехода от одной группы суждений, которые называются посылками, к другой группе суждений, называемых заключениями.

Что важнее: чувственное или рациональное познание? 2 точки зрения: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. «Нет ничего в уме, чего бы не было прежде в чувствах». Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика.

Познание ИСТИНА – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. ТЕОРИЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ. ИСТИНА – свойство знания, а не объекта.

Познание. Истина КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ. Точки зрения: 1.Ясность и отчетливость мыслимого: квадрат имеет 4 стороны (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 2. Общезначимость – то, что соответствует мнению большинства. 3. То, что служит успеху – прагматизм. 4. То, что мыслится экономно –ЭЙНШТЕЙЕН. 5. Критерий истины – красота, изящество теории. 6.Логическая непротиворечивость теории.

Познание. Истина. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – достоверно установленные факты, события (исторические, геометрические, математические знания, таблица умножения), знания полностью исчерпывают предмет и в дальнейшем не могут быть опровергнуты (Земля вращается вокруг Солнца).

Познание. Истина. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА – мышление отражает предмет не весь сразу, а в противоречивом процессе познания, знание движется к более глубокому и точному(от классической механики Ньютона к теории относительности Эйнштейна), относительная истина связана с исторической ограниченностью методов, форм познания и социальной практики. Геометрия Эвклида – частный случай геометрии Лобачевского.

Познание. Истина. ОБЪЕКТИВНАЯ сторона истины – воспроизведение реальности самой по себе, вне и независимо от сознания. СУБЪЕКТИВНАЯ сторона истины учитывает особенности, специфику сознания. КОНКРЕТНОСТЬ истины – учет всех условий, в которых находится объект познания (вода кипит при 100 градусах при норм. давлении ).