ТЕМА УРОКА: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными ЦЕЛЬ: познакомить со СПП с несколькими придаточными, научить видеть его части и ставить знаки препинания между ними.
Задачи: 1. общеобразовательные показать особенности СПП с несколькими придаточными, закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и однородных придаточных, проверить знания по теме «Лексика»; 2. развивающие формировать умения различать типы придаточных, расставлять знаки препинания, работать индивидуально; 3. воспитательные воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.
Эпиграф «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
Эпиграф «Если вы будете изучать русский язык страстно любить его то вам откроется мир безграничных радостей ибо безграничны сокровища русского языка».
Эпиграф «Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
(Если - =, = ), [ = - ],(ибо = - ).
В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны следующие способы связи частей друг с другом: Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением С параллельным (неоднородным) соподчинением с последовательным подчинением
I. Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением: 1) Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет) [ ], (что…), (что…).
В СПП с однородным подчинением придаточные однотипные, относятся или к одному члену предложения, или ко всему главному. Во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз: (Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде]. (М. Пришвин)
Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения: 1) Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты. (В. Солоухин.) 2) Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке. (Ю. Друнина.)
II. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) соподчинением: 1 Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что- то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.) К одной главной части относятся неоднородные (разнотипные) придаточные, т.е. они отвечают на разные вопросы. (Когда …), [ ], ( что …).
III. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением: 1) Долго он шел туда, где светился огонек, чтобы обо всем рассказать. [… туда], ( где …), (чтобы …). СПП с последовательным подчинением представляют собой цепочку. Придаточные, поясняющие главное предложение, называются придаточными I степени; придаточные, поясняющие придаточные I степени, называются придаточными II степени и т.д.
При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, например: Он сказал, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. Между стоящими рядом союзами запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза – то или так. н. [ ], ( что, ( если …) …). [ ], (что, (когда), ). [ ], (что (когда), то ).
В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей: может быть однородное и последовательное подчинение; неоднородное и последовательное подчинение; однородное и неоднородное подчинение и т.д.: Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. (К. Паустовский.) [ ] ( когда) ( что) ( как)
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Определите вид связи придаточного с главным, укажите соответствия: а) последовательное подчинение б) однородное соподчинение в) параллельное (неоднородное) соподчинение 1. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега. (А.Прокофьев) 2. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне. (Ю.Друнина)
3. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. (А.Сурков) 4. Туманам плыть и плыть, пока росой не упадут, чтоб землю напоить. (А.Чуркин) 5. Слышу, как дубы ведут беседу, как лесной ручей бежит в овраг. (С.Маршак) 6. Шквал встряхивал дощатый дом, как встряхивают за пле- чи человека, чтобы заставить его опомниться. 7. Покуда есть моя страна на свете, уверен я, что человечий род свою судьбу устроит на планете. (А.Сурков)
Ответы 1- в 4 - а 2 – а 5 - б 7 - в 3 – а 6 - а
Нужно ли ставить запятую между двумя подчинительными союзами (или союзом и союзным словом) а – нужна запятая б – не нужна запятая 1. Я заметил, что куда ни приедешь, найдёшь интересное. 2. Он сказал строго брату, что если обещал, то надо выполнить обещанное. 3. Так долго день пробуждается, что когда солнце выйдет, у нас уже обед.
Ответ: 1- а, 2 – б, 3 – а,
Домашнее задание: 1.Параграф 22 2.Упражнение 1 уровень (1 вопрос по выбору) 2 уровень – 201 (все вопросы)
Использованные материалы 1..Учебник русского языка под редакцией М.М. Разумовской, Москва, Дрофа, 2009г. 2. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, составитель О.А. Финтисова, Волгоград, 2010г. 3. Интернет ресурсы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.