Презентация на тему «Вальс Свиридова». Ученика 6 «В» класса ГБОУ 1317 Васильчикова Ивана.
Свиридов Георгий Васильевич- советский и российский композитор и пианист. Родился 16 декабря 1915г, года в городе Фатеж Курской губернии Российской империи. Ученик Дмитрия Шостаковича. Был награждён Сталинской премией (1946), Ленинской (1960) и Государственной премией СССР (1968, 1980). Имел Четыре ордена Ленина, орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995), Почётный гражданин Москвы (1997). Родился 16 декабря 1915г, года в городе Фатеж Курской губернии Российской империи. Ученик Дмитрия Шостаковича. Был награждён Сталинской премией (1946), Ленинской (1960) и Государственной премией СССР (1968, 1980). Имел Четыре ордена Ленина, орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995), Почётный гражданин Москвы (1997). Отец Свиридова был почтовым служащим, а мать учителем. Его отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, был убит, когда Георгию было 4 года. Семья переехала в Курск, когда Георгию было 9 лет. Там Георгий Свиридов, учась в начальной школе, учился играть на своём первом музыкальном инструменте, балалайке. Учась подбирать музыку на слух, он демонстрировал такой талант и способность, что он был принят в местный ансамбль народных инструментов. Отец Свиридова был почтовым служащим, а мать учителем. Его отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, был убит, когда Георгию было 4 года. Семья переехала в Курск, когда Георгию было 9 лет. Там Георгий Свиридов, учась в начальной школе, учился играть на своём первом музыкальном инструменте, балалайке. Учась подбирать музыку на слух, он демонстрировал такой талант и способность, что он был принят в местный ансамбль народных инструментов.
Он окончил музыкальную школу в 1929 году, и, по совету своего учителя, переехал в Ленинград в 1932 году, где он занимался на фортепиано в Ленинградском училище, которое он закончил в 1936 году. С 1936 по 1941, он учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича. Он окончил музыкальную школу в 1929 году, и, по совету своего учителя, переехал в Ленинград в 1932 году, где он занимался на фортепиано в Ленинградском училище, которое он закончил в 1936 году. С 1936 по 1941, он учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича. Мобилизированный в Советские Вооружённые силы в 1941, несколько дней спустя окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония он начинает писать военные песни. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. Мобилизированный в Советские Вооружённые силы в 1941, несколько дней спустя окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония он начинает писать военные песни. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.
В июне 1974-го на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушенной публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». В июне 1974-го на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушенной публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году цикл лирических романсов на слова Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано 1 ( ), Симфонию 1 и камерную симфонию для струнных (1940). В июне 1974-го на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушенной публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». В июне 1974-го на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушенной публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году цикл лирических романсов на слова Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано 1 ( ), Симфонию 1 и камерную симфонию для струнных (1940).
Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние вещи были написаны в стиле классической романтической музыки. Позже Свиридов старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его ранние вещи были написаны в стиле классической романтической музыки. Позже Свиридов старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Из произведений Свиридова более всего известны музыкальные иллюстрации к рассказу Пушкина «Метель», в которых счастливо соединились запоминающиеся мелодии в духе шедевров поп-музыки и скрытая изощренность изложения, достойная сложнейших классических сочинений. Из произведений Свиридова более всего известны музыкальные иллюстрации к рассказу Пушкина «Метель», в которых счастливо соединились запоминающиеся мелодии в духе шедевров поп-музыки и скрытая изощренность изложения, достойная сложнейших классических сочинений.
Пушкинская «Метель»- Вальс Свиридова это - маленькая поэма о риске, ода о гусарской браваде и лихости, когда ради пустой прихоти не жаль поставить на кон все будущее счастье, поэма о милости его величества Случая, который благоволит смельчакам и безумцам. Этот сюжет о русском «авось» и об игре в орлянку с самой судьбой идеально подошел Свиридову, знатоку русской натуры и русской души. Вальс из «Метели» естественно звучит как вальс на балу в уездном городе N, в котором расположился гусарский полк: на таких балах и в столицах и в провинции разбивались сердца и происходили судьбоносные встречи. В соседней с танцующими комнате, где играли в карты и сражались в биллиард, офицеры за один вечер могли пустить по ветру или выиграть целое состояние. Пушкинская «Метель»- Вальс Свиридова это - маленькая поэма о риске, ода о гусарской браваде и лихости, когда ради пустой прихоти не жаль поставить на кон все будущее счастье, поэма о милости его величества Случая, который благоволит смельчакам и безумцам. Этот сюжет о русском «авось» и об игре в орлянку с самой судьбой идеально подошел Свиридову, знатоку русской натуры и русской души. Вальс из «Метели» естественно звучит как вальс на балу в уездном городе N, в котором расположился гусарский полк: на таких балах и в столицах и в провинции разбивались сердца и происходили судьбоносные встречи. В соседней с танцующими комнате, где играли в карты и сражались в биллиард, офицеры за один вечер могли пустить по ветру или выиграть целое состояние.
Вальс Свиридова, символ романтической любви, тесно связан в русской литературе с офицерством и армией: не было на Руси более пылких влюбленных, лихих игроков и танцоров чем гвардейские офицеры от лермонтовского Печорина до купринского Ромашова. Персонаж пушкинской «Метели» Бурмин тоже военный, герой 1812 года. Вот и звучит этот вальс Свиридова как бы в исполнении духового оркестра, с парадными аккордами во вступлении, с трубами в мелодии и тубами в басах; и легкая порхающая первая тема, и тяжеловатая, «приседающая» третья, и прыгучая вторая будто взяты из пожелтевшей тетради полкового капельмейстера. Однако на первый взгляд вполне простодушный вальсок содержит своего рода секрет, в нем борются две музыкальные тенденции, устойчивая и неустойчивая, как бы пытаясь обмануть друг друга. Вальс Свиридова, символ романтической любви, тесно связан в русской литературе с офицерством и армией: не было на Руси более пылких влюбленных, лихих игроков и танцоров чем гвардейские офицеры от лермонтовского Печорина до купринского Ромашова. Персонаж пушкинской «Метели» Бурмин тоже военный, герой 1812 года. Вот и звучит этот вальс Свиридова как бы в исполнении духового оркестра, с парадными аккордами во вступлении, с трубами в мелодии и тубами в басах; и легкая порхающая первая тема, и тяжеловатая, «приседающая» третья, и прыгучая вторая будто взяты из пожелтевшей тетради полкового капельмейстера. Однако на первый взгляд вполне простодушный вальсок содержит своего рода секрет, в нем борются две музыкальные тенденции, устойчивая и неустойчивая, как бы пытаясь обмануть друг друга.
В первой «дамской» теме, похожей на танцующие снежинки, устойчивые звуки, которые музыканты называют тоникой, попадают на пробегающие, пролетающие ритмические доли, и их устойчивость оказывается «лживой». Во второй теме, которую как будто подбрасывает невидимая рука, тоника попадает на слабые такты, а на ритмический акцент приходится самый неустойчивый аккорд. В результате музыка оказывается крайне зыбкой и колеблющейся. В первой «дамской» теме, похожей на танцующие снежинки, устойчивые звуки, которые музыканты называют тоникой, попадают на пробегающие, пролетающие ритмические доли, и их устойчивость оказывается «лживой». Во второй теме, которую как будто подбрасывает невидимая рука, тоника попадает на слабые такты, а на ритмический акцент приходится самый неустойчивый аккорд. В результате музыка оказывается крайне зыбкой и колеблющейся. Так «да» или «нет», чет или нечет, победа или поражение, успех или провал? Нет ответа: свиридовский вальс как рулетка, кружится и дразнит, манит и ускользает, будто призрак счастья, убегающий от человека, все пытающегося его догнать. Не такова ли судьба многих русских людей, бесшабашных игроков, всегда готовых махнуть на себя рукой и жить наудачу, не загадывая и не рассчитывая? Героям «Метели» выпало редкое счастье: они поставили на zero и выиграли. С доброй улыбкой проводил их автор, как бы приговаривая вместе с Шекспиром: «Alls well that ends well», «Все. Так «да» или «нет», чет или нечет, победа или поражение, успех или провал? Нет ответа: свиридовский вальс как рулетка, кружится и дразнит, манит и ускользает, будто призрак счастья, убегающий от человека, все пытающегося его догнать. Не такова ли судьба многих русских людей, бесшабашных игроков, всегда готовых махнуть на себя рукой и жить наудачу, не загадывая и не рассчитывая? Героям «Метели» выпало редкое счастье: они поставили на zero и выиграли. С доброй улыбкой проводил их автор, как бы приговаривая вместе с Шекспиром: «Alls well that ends well», «Все.
В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. 23 сентября 2005 в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться». В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. 23 сентября 2005 в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
Список используемой литературы: Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, Свиридов Г. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, Свиридов Г.В. «Из записных книжек». Свиридов Г.В. «Из записных книжек». Лирическая вселенная Свиридова. Аркадьев М. Лирическая вселенная Свиридова. Аркадьев М. Памяти Георгия Свиридова. Курская правда. Памяти Георгия Свиридова. Курская правда.