Илья Кравец 3911
Первые внешнеполитические цели Сообщества были закреплены Римским договором в 1957 году. Они сводились к двум положениям: заявлению о солидарности с бывшими колониальными странами и желание обеспечения их процветания в соответствии с принципами Устава ООН призыву к другим европейским народам к участию в европейской интеграции.
министры иностранных дел государств- членов (27 октября 1970) учредили систему Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Она представляла собой межгосударственный механизм взаимного обмена информацией и политических консультаций на уровне министров иностранных дел. (2 раза в год)
принятие Единого европейского акта (ЕЕА), который включал раздел «Положение о европейском сотрудничестве в сфере внешней политики», то есть внешняя политика была включена в договорное Право ЕС. Согласно ЕЕА, страна, председательствующая в Совете ЕС, и Еврокомиссия обязаны при выработке внешней политики Сообщества учитывать решения, принятые в рамках ЕПС.
в Маастрихтском договоре 1992 года появилась форма Общей внешней политики и общей политики безопасности (ОВПБ) ЕС. Данная форма включала в себя «возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной политики, которая со временем могла бы привести к созданию общих сил обороны».
защита общих ценностей, основных интересов, независимости и целостности Европейского Союза в соответствии с принципами Устава ООН укрепление безопасности ЕС сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии (Совета Европы) развитие международного сотрудничества развитие демократии и законности, уважение прав человека и основных свобод.
В 1997 году Амстердамским договором были расширены и конкретизированы механизмы осуществления ОВПБ. В ее компетенцию входят все сферы внешней политики и политики безопасности путем: определения основных ориентиров и принципов ОВПБ; принятия решений, согласно общей стратегии; усиления регулярного сотрудничества между странами ЕС в проведении национальных политик.
Для принятия решений об общих позициях и совместных действиях ЕС и других решений, которые основывались на общей стратегии, вместо единогласия был введен принцип квалифицированного большинства. Данная особенность повысила действенность ОВПБ, поскольку появилась возможность преодоления вето недовольных участников, чем тормозилось принятие решений.
С целью обеспечения успешного функционирования и координирования ОВПБ введен пост Генерального секретаря Евросовета – Высокого представителя по Общей внешней политике и политике безопасности. В связи с этим на важнейших международных встречах Европейский Союз представляет так называемая тройка в составе руководителя государства- председателя Совета, Генерального секретаря - Высокого представителя и Председателя Европейской комиссии.
Европейский Совет получил право заключать международные договоры в рамках компетенции ОВПБ при единогласном решении стран-участниц и руководствуясь рекомендациями страны- председателя. Чтобы повысить эффективность ОВПБ, в ее рамках был учрежден Орган раннего оповещении и политического планирования (ОРОПП), подчиняющийся Высокому представителю по ОВПБ.
В рамках ЕПБО начали реализовываться франко-британский план создания Европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР) и датско-голландская программа формирования Европейского полицейского корпуса (ЕПК).
способность в двухмесячный срок разворачивать воинский контингент в числе тысяч человек с целью проведения гуманитарных и миротворческих акций. Личный состав СБР будет комплектоваться из военнослужащих государств-членов и государств-кандидатов в члены Европейского Союза Для руководства Силами быстрого реагирования в структуре Совета Европейского Союза учреждены специальные органы: Комитет по вопросам политики безопасности, Военный комитет и Военный штаб Европейского Союза.
выполняет несвойственные вооруженным силам функции по защите гражданского порядка и права в зоне кризисов. Его численность - до пяти тысяч человек и способность развернуть 1000 полицейских за 30 дней.