Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева ДОЛГОСРОЧНОЕСТРАТЕГИЧЕСКОЕ Основано на анализе внутренней средыОсновано на анализе внешней среды и адаптации к изменениям Снизу вверхСверху вниз Планы отдельных отделов. Прогнозируемые параметры не согласованы Командная работа Разный объем информации о внутренней среде Одинаковая информированность Надежность зависит от скорости изменения внешней среды Разрабатывается несколько альтернатив Происходит корректировка показателей в плановых отделах Необходимость консультантов Решение за руководителемИмеется конфликт приоритетов Сравнение долгосрочного и краткосрочного планирования
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Долгосрочное планирование, основанное на экстраполяции существующих тенденций, обращено прежде всего к внутренней среде организации, исходит из потребностей не внешней среды, к которой организации надо приспосабливаться, а из потребностей самой организации Стратегическое планирование на основе анализа и прогноза изменения внешней среды заранее учитывает возникновение нескольких вероятных ситуаций, в которых может оказаться организация. Для каждой из таких ситуаций устанавливаются цели, которые организация предполагает достичь, и приоритеты этих целей. Разрабатываются программы достижения этих целей (стратегии), планы, обеспечивающие реализацию стратегий, и механизм переключения с одной стратегии на другую при изменении ситуации, в которой оказывается организация.
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Стратегический менеджмент – взаимосвязанный комплекс планирования стратегии организации и внедрения разработанных планов в жизнь Миссия фирмы Цели фирмы Оценка и анализ внешней среды SWOT-анализ Оценка стратегии Реализация стратегии Выбор стратегии Изучение стратегических альтернатив Стратегический менеджмент
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Миссия Миссия – это главная суперцель, предназначение системы (организации) Миссия – это общая цель деятельности организации Миссия – это кредо, цели, философия, ценности, принципы, или проще, описание нашего бизнеса Миссия – взгляд на бизнес в долгосрочной перспективе в смысле того, каким он стремится стать и кому оказывать услуги Миссия разрабатывается не для того, чтобы указать конкретное окончание, а скорее чтобы определить мотив, общее направление, образ, тональность и философию, которыми будет руководствоваться бизнес Миссия – вдохновляющее и впечатляющее представление о будущей роли и основных задачах организации, существенно выходящее за рамки ее современной деловой среды и конкурентной позиции Миссия это та роль, которую организация собирается играть на сцене своего бизнеса Миссия – это то, что интегрирует, организует и вдохновляет Это основная идеология компании, которая наиболее стойкая к действию времени
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева стратегия «искусство ведения войны» «наука планирования и управления крупномасштабными военными операциями» (Словарь Вебстера) позволила Александру Македонскому завоевать мир Великие стратеги – Юлий Цезарь, Тимур, Чингис-хан, Наполеон, Суворов Стратегия
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Миссия - кардинальное устремление Стратегия – главная дорога, по которой идти, путь, направление, движения, а не просто поэтапный план действий Миссия и стратегия
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Три ключевых аспекта при выработке стратегии объективная оценка ресурсов простые, последовательные и длительные в сроках цели 1 2 глубокое понимание конкурентной и окружающей его рабочей среды, включая потребности «клиентов» 3 3
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева «Компетентная стратегия, хорошо выполняемая, является более применимой, чем блестящая стратегия, плохо выполняемая или невыполняемая вообще» Г.Хамел
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы достичь своих целей. Стратегическое планирование Сканирование, сбор и проверка информации Сканирование окружающей среды Внутренняя оценка ресурсов Институцио- нальные поручения Анализ Генерирование идей Полномочия Положение на рынке Виды деятельности Финансы и другие данные Новые виды деятельности Совершенство- вание Деятельность по уменьшению стоимости Личностные качества Ресурсы Информация Стратегическое планирование
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Стратегический план – публичный документ, который рассматривается и обсуждается коллективом, дающий установки по взаимоотношениям с окружающей средой. Максимальный срок стратегического плана - 5 лет Стратегический план
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Рабочие(операционные)планы Включают цели и задачи структурных подразделений (по направлениям деятельности, по специальностям) Разрабатываются на 1-2 года, регулярно корректируются в соответствии с изменениями, которые происходят в вузе Могут быть конфиденциальными Тактическое планирование
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева 5-10 лет Миссия Университет 5 лет Стратегический план Университет 1 год Оперативный план Срочные Действия ППС и сотрудники 3-5 лет Программы развития По направлениям деятельности По направлениям деятельности По подразделениям 3-5 лет Политика в области качества Политика в области качества Университет 1 год Цели в области качества Цели в области качества Университет По подразделениям Университет По подразделениям
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Советы Не стройте планов ради планов Не забывайте о последовательности и логике План должен быть выполнимым и конкретным Это ваш план, а не план государства Не забывайте о ресурсах Ставьте временные рамки Формирование плана
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Взаимосвязь определений Миссия Стратегические цели Стратегия Стратегические политики и программы
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Система стратегических целей Основная цель Цель 1 Цель 1.1 Цель Цель Цель 1.2Цель 1.3 Цель 2 Цель 2.1Цель 2.2Цель 2.3 Цель 3 Цель 3.1Цель 3.2Цель 3.3 Цели: экономические и внеэкономические
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Фрагмент дерева целей
Центр менеджмента качества СКГУ им. М. Козыбаева Фрагмент стратегической программы по анализу конкурентов