Развитие функциональных дополнений ГЛОНАСС и GPS наземного базирования в Гражданской авиации Российской Федерации
Спутниковая система навигации и посадки GBAS на базе локальной контрольно-корректирующей станции ЛККС-А-2000
Внешний вид и технические характеристики ЛККС-А-2000 п/п Наименование характеристикиЕдиницаНорматив 1. Класс точности формирования дифпоправок (GAD) B2 2.Используемые системы GNSS ГЛОНАСС, GPS 3. Формат выдаваемых данных - SARPs ICAO - RTCA DO 217 (опция) да 4. Период обновления и выдачи данных - дифференциальные данные - данные опорной станции - идентификатор ЛККС - блок FAS - прогноз готовности спутников сек 0,5 1,0 15,0 5. Рабочая частота передачи данных по радиоканалу МГц 108,00 – 117,995 6Мощность ПРД VDBвт50 8.Время готовности к работесек< Зона действия для посадки - в горизонтальной плоскости - в вертикальной плоскости Зона действия для навигации км град 37 7,0 радиовидимость 10. Целостность с функцией SQM Время предупреждениясек 1-2×10 -7 < 6 11.Непрерывность1-8×10 -6 любые 15 с 12.Готовность0,99 – 0, Параметры FAS (передача блока посадочных данных) да 14.ЭлектропитаниеВ, Гц380/220 ±10%, 50 ±0,1 15.Потребляемая мощностьвт900
Структура спутниковой системы посадки GBAS Наземная станция GBAS ЛККС-А-2000 Навигационные спутники GLONASS и GPS Бортовое оборудование Сигналы спутников ГЛОНАСС и GPS Конечный участок траектории захода VDB канал передачи данных
Основные преимущества спутниковых систем по сравнению с традиционными радиотехническими средствами ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОН- НЫЕ РЕЗУЛЬТАТ - ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ (БОЛЕЕ, ЧЕМ В 10 РАЗ) СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ НАЗЕМНОГО ОБОРУДОВАНИЯ; - ОТСУТСТВИЕ ДОРОГОСТОЯЩИХ СТРОИТЕЛЬНО- МОНТАЖНЫХ РАБОТ; - НЕ ТРЕБУЕТСЯ УСТАНОВКА ОТДЕЛЬНЫХ МАЯКОВ ДЛЯ КАЖДОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОСАДКИ; - СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ВЫСОКОТОЧНОГО НАВИГАЦИОННОГО ПОЛЯ ДЛЯ ВСЕХ ЭТАПОВ ПОЛЕТА; - ОПТИМИЗАЦИЯ СХЕМ И ПРОЦЕДУР ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ В ЗОНЕ АЭРОДРОМА - НЕТ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАЧЕСТВА ПОДСТИЛАЮЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ, ПОГОДНЫХ И КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ; - ОТСУТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ОБЛЕТА; - МИНИМИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА - ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И РЕГУЛЯРНОСТИ ПОЛЕТОВ; - УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ - ЭКОНОМИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ И СРЕДСТВ АВИАКОМПАНИЙ
Комплексная автоматизированная система сбора и доведения до авиационных пользователей информации мониторинга состояния радионавигационных полей ГЛОНАСС/GPS и средств функциональных дополнений наземного базирования (КАС СиДИМ)
Требования ИКАО к государствам, разрешающим использование для самолетовождения спутниковых навигационных систем в своем воздушном пространстве 1. Мониторинг целостности сигналов космических группировок ГЛОНАСС/GPS и доведение результатов мониторинга до потребителей. 2. Регистрация принимаемых в районе выполнения полетов сигналов ГЛОНАСС/GPS и хранение информации не менее 14 суток. 3. Прогноз доступности функции RAIM. 4. Формирование НОТАМ об отказе GNSS.
Функциональное назначение КАС СиДИМ сбор, регистрация, обработка и хранение информации о состоянии радионавигационных полей глобальных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS над территорией РФ; сбор, регистрация, обработка и хранение информации о состоянии радионавигационных полей глобальных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS над территорией РФ; контроль целостности и качества сигналов рабочих созвездий ГЛОНАСС/GPS в районах установки ЛКС/ЛККС; контроль целостности и качества сигналов рабочих созвездий ГЛОНАСС/GPS в районах установки ЛКС/ЛККС; сбор информации об аномалиях и помехах в сигналах ГЛОНАСС/GPS, полученной по результатам оперативного мониторинга и из донесений экипажей; сбор информации об аномалиях и помехах в сигналах ГЛОНАСС/GPS, полученной по результатам оперативного мониторинга и из донесений экипажей; формирование текущей и прогнозной информации о состоянии радиосигналов орбитальных группировок ГЛОНАСС/GPS в зонах мониторинга, определение допустимости использования спутниковой информации для выполнения ВС типовых операций; формирование текущей и прогнозной информации о состоянии радиосигналов орбитальных группировок ГЛОНАСС/GPS в зонах мониторинга, определение допустимости использования спутниковой информации для выполнения ВС типовых операций; передача сформированной информации операторам ОВД и ОрВД, в службу АТИС, в администрацию НОТАМ; передача сформированной информации операторам ОВД и ОрВД, в службу АТИС, в администрацию НОТАМ;
Функциональное назначение КАС СиДИМ (продолжение) выдача запрета на выполнение типовой операции по информации спутниковых навигационных систем при несоответствии, по данным оперативного мониторинга, качества сигналов спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС+GPS и/или только GPS уровню, необходимому для обеспечения требуемых навигационных характеристик; выдача запрета на выполнение типовой операции по информации спутниковых навигационных систем при несоответствии, по данным оперативного мониторинга, качества сигналов спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС+GPS и/или только GPS уровню, необходимому для обеспечения требуемых навигационных характеристик; регистрация и хранение входных и выходных данных в соответствии с требованиями ИКАО к наземным функциональным дополнениям GBAS (номера спутников, отношение сигнал/шум по каждому из спутников рабочего созвездия, «сырая» информация и др.); регистрация и хранение входных и выходных данных в соответствии с требованиями ИКАО к наземным функциональным дополнениям GBAS (номера спутников, отношение сигнал/шум по каждому из спутников рабочего созвездия, «сырая» информация и др.); проведение апостериорного анализа состояния сигналов орбитальных группировок и радионавигационных полей ГЛОНАСС и GPS по зарегистрированным данным оперативного мониторинга; проведение апостериорного анализа состояния сигналов орбитальных группировок и радионавигационных полей ГЛОНАСС и GPS по зарегистрированным данным оперативного мониторинга;
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ИКАО ГОСУДАРСТВО, РАЗРЕШИВШЕЕ ПОЛЕТЫ ПО GNSS В СВОЕМ ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ОБЯЗАНО ОБЕСПЕЧИТЬ МОНИТОРИНГ ГРУППИРОВОК GNSS, ВЫДАВАТЬ И РЕГИСТРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ GNSS В РАЙОНАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ ВС Авиационный Центр мониторинга GNSS Космические группировки Наземные станции мониторинга ЦНИИМаш (РФ), Береговая охрана (США) ABAS GBAS (ЛККС) SBASGRAS ЦАИНОТАМ АТИС А/компании а/пОрВД др.
Структурная схема построения КАС СиДИМ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА ЦКХ КАС СиДИМ ГЦ КАС СиДИМ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА ЦКХ КАС СиДИМ ГЦ КАС СиДИМ ПОТРЕБИТЕЛИ ЦЕНТРЫ УВД АВИАКОМПАНИИ СМЕЖНЫЕ ОТРАСЛИ ИАЦ ЦНИИМаш ЦАИ (проект НОТАМ)
13 ЛККС-А-2000 (GBAS), установленные в России UUMO, UUEE,UUWW, Москва UWWW, Самара UNKL, Красноярск USRR, Сургут UHHH, Хабаровск USTR, Тюмень UEEE, Якутск UOOO, Норильск ULLI, С-Петербург URRR, URKA, Ростов, Анапа URMM, URMG, Грозный,, МинВоды USSS, Екатеринбург UNNT, Новосибирск USDD, Bovanenkovo, Салехард USRO, USMM, Ноябрьск, Надым Установленные станции ЛККС-А-2000 передают навигационную информацию в Центр мониторинга ГНСС «НППФ Спектр» в реальном времени
Центральное окно АРМ оператора КАС СиДИМ (режим «карта»)
15 Прогноз доступности RAIM «NPPF Spectr RAIM» Predition Tool World-wide View GLONASS GPS GNSS Route Terminal NPA
Центральное окно АРМ оператора КАС СиДИМ (режим «таблица»)
Пример работы программы прогнозирования доступности функции RAIM
Вид консоли руководителя полетов с информацией о доступности GNSS для выполнения типовых режимов
Вид окна АРМ сменного инженера ГЦ и ЦКХ КАС СиДИМ с информацией о работоспособности отдельных подсистем
Спасибо за внимание!