Лекция 4. Как научиться слушать своего ребенка Подготовила: Педагог- психолог лицея 102 Пелихова И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Трудные» эмоции Заместитель директора ПМСС – Центра Маргарита Владимировна Дунская.
Advertisements

ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Наумова Елена Николаевна Общаться с ребенком - КАК? Как построить нормальное общение с ребенком? Как построить нормальное общение.
Автор: Александрова Е.В. МОУ Лицей 15 Заводского района г. Саратова Родительское собрание «Эффективное общение с ребенком»
Искусство взаимопонимания Родительское собрание. Внешние причины Психосоциальная напряженность в популяции Социальные кризисы и перемены Изменения в институте.
Общаться с ребёнком. Как?. Как слушать ребёнка Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребёнка? Правила активного слушания. Как узнать, правильно.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: Эффективное общение с ребёнком или как любить своего ребёнка? Встречу проводит педагог – психолог Марьинских Наталья Владимировна.
БОУ ДПО (ПК)С ЧРИО Минобразования Чувашии кафедра дошкольного образования Зачет ная работа по образовательной области «Познание» Тема «Метод Активного.
БОУ ДПО (ПК)С ЧРИО Минобразования Чувашии кафедра дошкольного образования Зачет ная работа по образовательной области «Познание» Тема «Метод Активного.
«Родители меня не понимают или как услышать подростка». Классный руководитель 8в класса Калинина О.Е.
Как общаться с ребёнком? Цикл родительских собраний (Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасёва. – М.: АСТ:
Родительское вече «Спешите любить ребенка» Мы не создаем законов для наших детей, все, что мы можем сделать для них, это дать им ценный пример. Британський.
Каждый день с ребенком начинать радостью, заканчивать миром.
Активное слушание Ситуация и слова ребенкаЧувства ребенкаВаш ответ 1.(Образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка – хулиган выбил у меня.
Занятие 8. Двенадцать против одного. Типы автоматических ответов родителей (6 и 7 тип)
Причины и профилактика употребления подростками наркотических средств.
«Взрослые и дети или как преодолеть трудности в общении»
«Родители меня не понимают или как слушать ребенка» «Понимание – начало согласия» Спиноза.
Как слушать, чтобы дети говорили, и как говорить, чтобы дети слушали.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Транксрипт:

Лекция 4. Как научиться слушать своего ребенка Подготовила: Педагог- психолог лицея 102 Пелихова И.В.

Причины трудностей подростка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – наказать, научить, направить – ему не поможешь. Психологи нашли верный способ помощи – «помогающее слушание» или «активное слушание».

При активном слушании полезно соблюдать следующие правила: Всегда поворачивайтесь лицом к ребенку, когда говорите с ним, отрывайтесь от дел. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если можно присядьте напротив него, притяните его к себе и т.д. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы слушать. Всегда поворачивайтесь лицом к ребенку, когда говорите с ним, отрывайтесь от дел. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если можно присядьте напротив него, притяните его к себе и т.д. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы слушать. Если ребенок испытывает сильные эмоции, не следует задавать ему вопросы: вопрос не отражает сочувствия. Просто выразите понимание, на первом этапе этого достаточно. Желательно, чтобы ваши высказывания были сформулированы в утвердительной форме. («Ты очень расстроен».) Если ребенок испытывает сильные эмоции, не следует задавать ему вопросы: вопрос не отражает сочувствия. Просто выразите понимание, на первом этапе этого достаточно. Желательно, чтобы ваши высказывания были сформулированы в утвердительной форме. («Ты очень расстроен».) «Держите паузу». Пауза помогает ребенку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. «Держите паузу». Пауза помогает ребенку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Если вы затрудняетесь сразу определить чувство ребенка, просто повторите фразу, сказанную им. Например. Сын говорит: «Я не буду больше играть с Петей». Отец повторяет: «Не будешь больше играть с Петей». (Повторение услышанного. Фраза воспроизводится как можно точнее.) Потом уже высказывается предположение о чувствах ребенка. «Ты на него обиделся…» Если вы затрудняетесь сразу определить чувство ребенка, просто повторите фразу, сказанную им. Например. Сын говорит: «Я не буду больше играть с Петей». Отец повторяет: «Не будешь больше играть с Петей». (Повторение услышанного. Фраза воспроизводится как можно точнее.) Потом уже высказывается предположение о чувствах ребенка. «Ты на него обиделся…» Следите за своей интонацией. Вы должны говорить искренне и по-доброму. Любая фальшивая нотка в голосе или попытки перевести все в шутку ухудшат эффект, ребенок закроется окончательно. Следите за своей интонацией. Вы должны говорить искренне и по-доброму. Любая фальшивая нотка в голосе или попытки перевести все в шутку ухудшат эффект, ребенок закроется окончательно. Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто.

Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он даёт. Их по крайне мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удаётся правильно слушать ребёнка. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он даёт. Их по крайне мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удаётся правильно слушать ребёнка. 1. Исчезает или по крайне мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделённая радость удваивается, разделённое горе уменьшается. 2. Ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений. 3. Ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы. Активное слушание – это путь установления лучшего контакта с ребёнком, способ показать, что вы, безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями. Для появления такого контакта может понадобиться некоторое время, в течение которого ребёнок убедиться, что вы стали более внимательно относиться к его проблемам. Активное слушание – это путь установления лучшего контакта с ребёнком, способ показать, что вы, безусловно его принимаете со всеми его отказами, бедами, переживаниями. Для появления такого контакта может понадобиться некоторое время, в течение которого ребёнок убедиться, что вы стали более внимательно относиться к его проблемам.

Что нам мешает слушать ребёнка? Наши автоматические реакции.

Типы традиционных родительских высказываний 1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!». 1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!». В этих категоричных фразах ребёнок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся. 2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Ещё раз это повториться, и я возьмусь за ремень!», «Не придёшь вовремя, пеняй на себя». Угрозы бессмысленны, если у ребёнка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в ещё больший тупик. Начинаются слёзы и выпады в адрес мамы. Угрозы и предупреждения плохи ещё и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестоким

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего всё вместе взятое. Если в семье все трудятся, воздерживаются от грубых слов, не лгут, делят домашнюю работу,- будьте уверены, ребёнок знает, как надо себя правильно вести. Если же он нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведёт ли себя кто-то в семье так же или похожим образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ваш ребёнок «выходит за рамки» из-за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения – самый неудачный способ помочь делу. Если же он нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведёт ли себя кто-то в семье так же или похожим образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ваш ребёнок «выходит за рамки» из-за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения – самый неудачный способ помочь делу. 4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоём месте дал сдачи». Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя: « Когда я был в твоём возрасте…» Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают: «Ты так думаешь, а я по-другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!» Что стоит за такими негативными реакциями ребёнка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас. Каждый раз, советуя что-либо ребёнку, мы как бы сообщаем ему, что он ещё мал и неопытен, а мы умнее его, наперёд всё знаем. Такая позиция родителей – позиция «сверху» - раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме. Как часто дети сами приходят к тому же, что мы перед этим пытались им посоветовать! Но им надо самим принять решение – это их путь к самостоятельности. Очень важно давать детям такую возможность, хотя это, конечно, труднее, чем давать совет.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя». И здесь дети отвечают: « Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «смысловым барьером», или «психологической глухотой». 6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять всё сделала не так!», «Всё из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!...». Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребёнка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадёжный, что он неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы. Что же может спасти положение, если ситуация в семье сложилась именно таким образом? Постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребёнка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его. Нет ничего более пагубного для ваших отношений, чем такое мнение. Для начала найдите в течение дня несколько положительных поводов сказать ребёнку добрые слова. Например: «Спасибо, что ты сходил в сад за малышом», «Хорошо, что ты пришёл, когда обещал», «Мне нравиться готовить с тобой вместе». Иногда родители думают, что ребёнок и так знает, что его любят, поэтому чувства ему высказывать необязательно. Это совсем не так.

7. Похвала. Нужно понимать тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе всё нипочём». Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребёнок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребёнок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать её. («А почему ты меня сегодня не похвалила?»). Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений (например, чтобы ребёнок не расстраивался).

8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Всё это – лучший способ оттолкнуть ребёнка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!». 9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это всё из-за того, что ты…», «Небось опять подрался», «Я всё равно вижу, что ты меня обманываешь…» 9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это всё из-за того, что ты…», «Небось опять подрался», «Я всё равно вижу, что ты меня обманываешь…» Одна мама любила повторять своему сыну: «Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!», что неизменно приводило подростка в ярость. И в самом деле: кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта. Близок к этому следующий тип ошибок. 10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты всё-таки скажи», «Что же всё-таки случилось? Я всё равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И всё- таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Порой разница между вопросом и утвердительной фразой может показаться нам почти незаметной. А для переживающего ребёнка эта разница велика: вопрос звучит как холодное любопытство; утвердительная фраза – как понимание и участие.

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребёнку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствию» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав к себе. А во фразах типа: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания. 12. Отшучивание, уход от разговора. В основе навыков общения, которыми мы пытаемся овладеть, лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребёнка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху». Активное слушание – хорошая школа для ребенка, так как она не только помогает ему разрешить проблему в данный момент, но и учит его самого быть внимательным к чужим проблемам.