Использование электронных документов в нотариальной деятельности: реальность, проблемы, перспективы Управление документами и корпоративным контентом в бизнесе и органах власти 12 сентября 2013 года Россия, г. Москва Федеральная нотариальная палата
Единая информационная система нотариата России Единая информационная система (ЕИС) создана в целях: обеспечения надлежащего уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций в связи с их обращением к нотариусам за совершением нотариальных действий; предоставления нотариусам дополнительной информации при совершении нотариального действия; выполнения публичных полномочий Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации. ЕИС состоит из информационных блоков которые подразделяются на: Справочники; Собственные информационные ресурсы; Внешние информационные ресурсы. ЕИС является основой для использования электронных документов в нотариальной деятельности
Электронные документы и электронная подпись нотариуса В 2010 году был создан Удостоверяющий центр нотариата России. На сегодняшний день все нотариусы России подключены к ЕИС и имеют электронную подпись. Получение сертификатов ключей проверки электронной подписи осуществляется через ЕИС. В рамках ЕИС выстроено пространство доверия электронным документам с электронной подписью. В настоящее время, проверка электронной подписи осуществляется на рабочем месте нотариуса. В ближайшее время, планируется внедрить сервис проверки электронной подписи на серверах ЕИС. Электронные документы, необходимые нотариусу для совершения нотариальных действий должны будут предоставляться нотариусу через ЕИС.
Электронная регистрация Электронные документы для государственной регистрации могут быть направлены заявителем (одним из заявителей) либо нотариусом или лицом, замещающим временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя (заявителей), на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении). Правовые основы электронного взаимодействия: Приказ ФНС РФ от N "Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг»
Розыск вкладов Запросы граждан о розыске вкладов умерших направляются в Сбербанк России в электронном виде с электронной подписью нотариуса. Ответы на запросы направляются также в электронном виде с электронной подписью сотрудника банка. Правовые основы электронного взаимодействия: Соглашение между ФНП и ОАО «Сбербанк России» об обмене документами в электронном виде от 30 августа 2011 г.
Справочный сервис проверки нотариальных документов
Взаимодействие с Росреестром В случае, если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права. Такое заявление может быть подано помощником нотариуса. Заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не установлено федеральным законом, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. В случае если заявителем является нотариус, свидетельство о государственной регистрации прав и (или) иные документы могут выдаваться данному нотариусу. После утверждения подзаконных актов к закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ожидается публикация сервиса по приему электронных документов от заявителя в СМЭВ. Правовые основы электронного взаимодействия: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в ред. 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости"
Реестры ЕИС Единая информационная система нотариата включает в себя реестры: 1) удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний; 2) удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей; 3) открытых наследственных дел; 4) удостоверенных брачных договоров; 5) уведомлений о залоге движимого имущества. Ведение реестров, указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется в электронной форме на основании сведений, переданных нотариусами в единую информационную систему нотариата. Нотариусы обязаны передать в единую информационную систему нотариата уведомления о залоге движимого имущества в сроки и в порядке, которые установлены настоящими Основами. Нотариусы в течение двух рабочих дней со дня совершения соответствующего нотариального действия обязаны передавать в единую информационную систему нотариата сведения об: 1) удостоверенных завещаниях и уведомлениях об отмене завещаний; 2) удостоверенных доверенностях и уведомлениях об отмене доверенностей; 3) открытых наследственных делах; 4) удостоверенных брачных договорах. Правовые основы электронного взаимодействия: Федеральный закон от N 166-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Благодарю за внимание! Федеральная нотариальная палата Управление документами и корпоративным контентом в бизнесе и органах власти 12 сентября 2013 года Россия, г. Москва