СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащихся Семинар
Ситуация успеха это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация успеха особенно важна в работе с учениками, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Польза от создания ситуации успеха Без ощущения успеха у ученика пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для учащегося ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности.
Восприятие учащимися успех В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое Я, свою позицию, сделать заявку на будущее. Учащийся начальной школы не столько осознает успех, сколько переживает; Учащийся средней школы и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. Старшеклассник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.
Создание ситуации успеха Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении подбадривающие слова; мягкие интонации; мелодичность речи; корректность обращения. доброжелательная мимика.
Ситуация успеха и ее типы 1.Неожиданная радость. 2.Общая радость. 3.Радость познания.
Приемы неожиданной радости Даю шанс Подготовленные педагогические ситуации, при которых ученик получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать. Исповедь или Когда учитель плачет Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам учеников получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.
Приемы общей радости Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ученику почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Эмоциональный всплеск или Ты так высоко взлетел Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ученику, создать ситуацию успеха. Создание цепной реакции, где слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех. Обмен ролями Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты обмена ролями, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Заражение Заразить коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного ученика станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. В результате повышается интеллектуальный фон коллектива, проявляется феномен сопереживания. Вырастает самоуважение коллектива в целом.
Радость познания Выделяют пять основных мотивов учения. 1.Непосредственно побуждающие – наименее социально значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку). 2.Перспективно побуждающие – более социально значимые, связанные с удовлетворением широких, длительных по времени потребностей (получить образование) 3.Моральные мотивы – социально значимые, связанные с пониманием учебы, как нравственного долга человека перед обществом, семьей. 4.Мотивы общения – социально значимые, связанные с потребностью быть в коллективе. 5. Интеллектуальные мотивы, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже. Эврика Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ученик, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания Линия горизонта Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного озарения, значит он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью.
Ситуация неуспеха Субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому.