Сжатое изложение
Формулировка задания С1 в КИМах (Контрольных Измерительных Материалах) С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Критерии оценивания изложения: ИК1. Содержание изложения. 1).Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. 2б. 2)Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему 1б. 3)Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы 0б.
ИК2 Сжатие исходного текста 1.Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста 3б. 2.Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста 2б. 3.Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста 1б. 4.Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0б
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. 1.Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2б. 2.Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, но допущена 1 логическая ошибка или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1б. 3.В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0б.
Комплекс работы с текстом. ПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста) 1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?). Способы (как сделать): по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора); по заглавию текста.
2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) Способы (как это сделать): по настроению, которое вызывает прочтение текста; по отношению автора к событиям, героям; по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
3. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Способы (как сделать): по выделению главной мысли в абзаце; по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью; по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца.
У хорошего плана есть ряд достоинств: Это самая краткая запись текста. Поэтому его легко переписывать и доводить до совершенства. Четкая форма плана помогает отразить последовательность изложения и обобщить главное. Хорошо составленный план полностью раскрывает содержание текста. Составление плана организует самоконтроль. Все ли учтено? В нужной ли последовательности записаны пункты? Нет ли нарушения логики изложения текста? Планы бывают нескольких типов, основные из них – вопросный, назывной и тезисный.
ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста) 1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ. Способы (как сделать): по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить). 2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение). 3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Способы (как это сделать): использовать лексические и лексико- грамматические средства соединения частей текста:исключениеобобщениеупрощение лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.
Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения: необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом; не объединять микротемы в один абзац; каждый абзац начинать с красной строки; объём изложения слов; пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Чтобы СЖАТЬ изложение, нужно ОБРАБОТАТЬ текст, а именно: убрать подробности, детали и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ. Сжатое изложение - это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором "максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств» Главная задача сжатого изложения - кратко, в обобщённой форме осветить описанные в тексте факты, явления или события, вычленить наиболее важный материал, самостоятельно подобрать слова и синтаксические конструкции. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.
Известны три способа сжатия текста. 1. исключение, 2. обобщение, 3. упрощение.
Исключение При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: выделить главное и детали ; убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное; составить новый текст. Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ: 1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.
Пример до сжатия: У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка. после сжатия: У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.
Пример. до сжатия: Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского. после сжатия: Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
3. Исключение вводных слов; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений; рассуждений; описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Обобщение При ОБОБЩЕНИИ необходимо: вычленить единичные факты; подобрать языковые средства их обобщённой передачи; составить новый текст.
Пример зависимости от вкусов и привычек. до сжатия: Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль- верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс. после сжатия: Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Упрощение При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную.
Примеры туристическая 1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением. до сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам. после сжатия: Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом. до сжатия: Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине. после сжатия: Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения. до сжатия: Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу. после сжатия: Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу. Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Выполни сокращение текста. Мать родилась в сибирской деревне. С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в них. Сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей! И все же глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.
Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которые она все время бессознательно пыталась привить нам, детям. Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником.
– Немало людей, дети, живут злобой, корыстью, завистью, – говорила она. – Не радуются ни весне, ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые, а душа больная. Слепцы они, а со слепого какой же спрос?
А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. И видела источник радости и исцеляющей силы в окружающей ее природе. Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого.