На пути к толерантности Коротаева Татьяна Владимировна педагог-психолог школы-интерната 1
Еще в 30-е годы 20 века писатель Бруно Ясенский написал замечательные слова: «Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство». Каждый определяет свою границу допустимого и свою «линию защиты», свою стратегию поведения в разных ситуациях, но не замечать проблему вовсе – преступно!
Цель: обозначить проблему толерантного отношения друг к другу Задачи: 1)дать понятие толерантности 2)выявить черты толерантной и интолерантной личности 3)обсудить правила толерантного поведения (отношения)
Декларация принципов толерантности Подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию 16 ноября – международный день толерантности
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Притча Ворона и Павлин В парке дворца на ветку апельсинового дерева опустилась чёрная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволять такой странной птице входить в этот парк? - Ты видишь только мои недостатки, а на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумывалась над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне.»
Работа родителей по группам Толерантная личность Интолерантная личность -уважение мнения других -доброжелательность -желание что-либо делать вместе -понимание и принятие -чуткость, любознательность снисходительность -доверие, гуманизм -непонимание -игнорирование -эгоизм -нетерпимость -выражение пренебрежения -раздражительность -равнодушие -цинизм -немотивированная агрессивность
Признаки интолерантного (нетерпимого) отношения Насмешки. Ученики пытаются смутить кого-либо, привлекая внимание к личным качествам, ошибкам или условиям их жизни, жизни их семей или друзей. Поиск «козла отпущения». Ученики пытаются свалить вину на кого-то из одноклассников. Остракизм. Бывают периоды, когда ученики не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают их в совместную деятельность.
Запугивание. Ученики пытаются угрожать ребятам, которые меньше или слабее их. Используют свой социальный статус, чтобы заставлять других учеников делать то, что хотят. Подстрекают других делать то же самое. Сегрегация. Ученики объединяются и проводят время: в соответствии с религией, нацией, этнической принадлежностью, полом или на основе других признаков, таких как интересы или соседство. Насилие. Одни ученики физически воздействуют на других. Часто бывают драки. Признаки интолерантного (нетерпимого) отношения
Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?»: п/пВопросВарианты ответов Всегда (часто)ИногдаНикогда 1 Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день? Когда ваши мнения расходятся, можете ли вы допустить мысль о том, что вы не правы? Терпеливы ли вы, когда ребенок не выполняет ваших требований? Вы применяете телесные наказания? Умеете ли вы прощать ребенку шалости? Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен? Ваш ребенок послушен? Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете причину запрета? Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он должен выполнять? Часто ли у ваc c ребенком возникают конфликты?
Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?»: Тест составлен О.В. Ильиной г. Псков Интерпретация: От 10 до 23 баллов. К сожалению, вы не всегда внимательно относитесь к мнению своего ребенка. Часто вы не знаете, как реагировать, когда он начинает вам противоречить. Не понимая причин, вы теряете выдержку и реагируете неадекватно. Помните, что ваш ребенок – неповторимая индивидуальность и его точка зрения тоже имеет право на существование. Будьте более терпеливы в общении.
От 24 до 37 баллов. Вы в принципе правильно строите свои взаимоотношения с ребенком. Вы предоставляете достаточно свободы ребенку, хотя иногда между вами возникают острые моменты непонимания, на которые вам следует обратить особое внимание. Старайтесь управлять своими эмоциями и настроением в таких ситуациях. От 38 до 50 баллов. Жмем вашу руку! Более чуткого родителя трудно сыскать. Но порой такая забота даже внушает тревогу: а о себе-то вы успели подумать? Все о ребенке, все о нем любимом. Не забывайте о себе, проявляйте чувство меры в общении с ребенком. Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?»:
У толерантности есть своя оборотная сторона: предрассудки, войны, конфликты Что является причиной конфликта в семье? Это из – за: учёбыучёбы друзейдрузей вредных привычеквредных привычек праздностипраздности денегденег домашних делдомашних дел отношения в семьеотношения в семье
Давайте разберём обычную семейную ситуацию: Мама и папа ждут ребёнка. Мама вяжет и смотрит телевизор, папа спокойно читает газету. Родители поглядывают на часы, ребёнка нет. Мама и папа ждут ребёнка. Мама вяжет и смотрит телевизор, папа спокойно читает газету. Родители поглядывают на часы, ребёнка нет. М. – Что-то Олеси долго нет, обещала вернуться к 22.00М. – Что-то Олеси долго нет, обещала вернуться к П. – Придёт, ну пускать её не нужно было, уроков то ещё не учила.П. – Придёт, ну пускать её не нужно было, уроков то ещё не учила. М. – Ну ты мог бы сам запретить.М. – Ну ты мог бы сам запретить. П. – Ты же занимаешься ребёнком.П. – Ты же занимаешься ребёнком. М. – Уже 23.00, а её всё нет.М. – Уже 23.00, а её всё нет. П. – Придёт, поговорим с ней, негодницей.П. – Придёт, поговорим с ней, негодницей. М. – Уже почему-то трубку не берёт.М. – Уже почему-то трубку не берёт. П. - Ещё полчаса и пойду искать.П. - Ещё полчаса и пойду искать. Появляется Олеся. Крики, плач, непонимание.Появляется Олеся. Крики, плач, непонимание.
ИГРА: «Почему бы вам не… Да, но…» «дети» «учителя» «родители, которым нужен совет «родители, которые могут дать совет»
Правила, которые необходимо выполнять и детям и родителям Принимать людей такими, какими они естьПринимать людей такими, какими они есть Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведениюПроявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению Быть милосердными, уметь сострадатьБыть милосердными, уметь сострадать Стараться понять друг друга в любой ситуацииСтараться понять друг друга в любой ситуации Никогда не повышать голос друг на другаНикогда не повышать голос друг на друга Уметь дать совет, выслушать совет другогоУметь дать совет, выслушать совет другого Уметь поддержать в трудную минутуУметь поддержать в трудную минуту Доверять друг другуДоверять друг другу Понимать друг другаПонимать друг друга Научиться прощатьНаучиться прощать Защищать друг друга, членов своей семьиЗащищать друг друга, членов своей семьи Быть терпимымиБыть терпимыми Уважать пожилых людейУважать пожилых людей Уметь слушать и слышатьУметь слушать и слышать Уметь дать совет, выслушать совет другогоУметь дать совет, выслушать совет другого Прислушиваться к мнению старшихПрислушиваться к мнению старших Уважать права другого человека Уважать права другого человека Сотрудничать с родителями, гордиться имиСотрудничать с родителями, гордиться ими Сохранять в чистоте нашу школу и наш домСохранять в чистоте нашу школу и наш дом
«Раскаяние отца» (У. Ливингстон Ларнед) Ты бойся словом хрупкий мир разрушить Однажды мне встретилось потрясающее по своей убедительности и эмоциональной силе «раскаяние отца». Этот текст создан известной американской журналисткой Ливингстон Ларнед. Но, мне кажется, он очень созвучен тому, что переживают многие родители, независимо от того, в какой стране они живут.
В заключение, я прошу вас на листочках бумаги продолжить фразы «Я понял…» «Я узнал…» «Мне было трудно…»