Мазаччо (Томазо ди Джованни ди Симоне Кассаи). Кватроченто. XV век.
Мазаччо (Томазо ди Симоне ди Джованни Кассаи). ( ) Мазаччо родился в 1401 г. в Сан-Джовани-Вальдарно, умер, не достигнув и двадцати семи лет, в Риме. «Меньше чем за десять лет своей деятельности он производит такой переворот в истории живописи, с которым может сравниться разве что переворот, произведённый Джотто».
Троица гг. Фреска в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. «Утверждают, что архитектурное построение «Троицы» из церкви Санта-Мария Новелла было исполнено Брунеллески. Как бы то ни было, Мазаччо придерживается в нём канонов этого великого мастера. Почему? Ответ прост: для сохранения верности концептуальному замыслу самой фрески. Она изображает Троицу, символом которой служит треугольник. Но если бы художнику вздумалось прибегнуть к символическому изображению, то он не ограничился бы только треугольником, композиционно определяющим расположение фигур. Этот символ, к которому столь часто прибегала живопись XIV в., безразличен Мазаччо.
троица Его интересует идея, выражаемая не символами, а ясными формами. Троица – это идея-догма, а догма не мыслима без откровения. Роль же откровения в «Троице» играет выбранная художником форма. Благодаря своей вечности христианская догма выступает также в виде истории. Поэтому изображённые образы, в том числе фигура Бога-Отца, воспринимаются как реальные, исторические фигуры, «занимающие определённое пространство». Пространство, данное в откровении, должно быть подлинным и определённым, абсолютным и вместе с тем историческим (то есть древним и настоящим), как и сама религиозная догма. Таким пространством является для Мазаччо перспективно организованное пространство Брунеллески. Образы Мазаччо – это конструктивная идея пространства, получившая конкретное воплощение в построении человеческой фигуры».
Чудо со статиром Это одна из выдающихся фресок Мазаччо. Необычен сюжет ее – редко встречающиеся в живописи описание сцен из новозаветной притчи о сборщике податей. В притче рассказывается о римском мытаре, который собирал деньги со всех евреев на восстановление Иерусалимского храма. Когда мытарь подступил к Христу, тот отказался платить подать, но чтобы не обострять отношения, послал своего ученика Петра к плескавшемуся рядом морю Галилейскому, сказав: «Чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир (монета стоимостью в четыре драхмы). Возьми его, и отдай им за Меня и за себя». На своей фреске Мазаччо изображает святого Петра трижды: в центре рядом с Христом – беседующим с мытарем, слева – вынимающего монету изо рта у рыбы и справа – отдающим эту монету мытарю. Такое построение композиции было широко распространено во время Мазаччо – картина называлась «непрерывными историями».
Изгнание Адама и Евы из Рая На фреске "Изгнание из рая", написанной у входа в капеллу, Мазачча с огромной силой передает движение обнаженных фигур Адама и Евы - повинуясь грозному жесту ангела, они покидают Рай. Запрокинутое лицо Евы с раскрытым в рыдании ртом, широкий шаг Адама, в отчаянии закрывшего лицо руками, оставляют впечатление безграничной и величественной скорби.
Мазаччо решительно порывает со средневековой традицией: использует светотеневую моделировку и световоздушную перспективу для создания ощущения реального пространства. Фигуры людей соотнесены по масштабу с окружающим их пейзажем, их движения естественны. Правильные пропорции изображенных на росписях фигур свидетельствуют о знании анатомии человеческого тела. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения и, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело