1 Система правовых актов, регламентирующих местное самоуправление Т.П. Карнюшина
2 От имени муниципального образования его права осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими статус данных органов
3 Органы местного самоуправления действуют от имени и в интересах населения муниципальных образований. Их деятельность регулируется нормами публичного права
4 4 Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным
5 5 Правовые основы местного самоуправления закреплены в статье 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
6 6 В соответствии с 4 статей Федерального закона правовую основу местного самоуправления составляют: 1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; 2) Конституция Российской Федерации;
7 7 3) федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные федеральные законы;
8 8 4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; 5) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти;
9 9 6) конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; 7) уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты
10 10 НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Европейская хартия местного самоуправления 1985 г., подписанная Россией в 1996 г. и ратифицированная в 1998 году, закрепляет основные положения по организации местного самоуправления: - основные полномочия и компетенция органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом;
местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление;
органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом.
13 13 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти статья 12 Конституции Российской Федерации
14 14 Конституция Российской Федерации указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления: - управление муниципальной собственностью; - формирование, утверждение н исполнение местного бюджета; - формирование, утверждение н исполнение местного бюджета; - установление местных налогов и сборов; - осуществление охраны общественного порядка; - иные вопросы местного значения
15 15 Конституцией Российской Федерации закреплены следующие гарантии местного самоуправления: - право на судебную защиту; - право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; - запрет на ограничение прав местного самоуправления
16 16 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»: - государственный флаг Российской Федерации должен быть поднят постоянно на зданиях органов местного самоуправления; - государственный флаг Российской Федерации должен быть установлен постоянно в залах заседаний представительных органов местного самоуправления
17 17 Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»: государственный герб Российской Федерации помещается в залах заседаний представительных органов местного самоуправления
18 18 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: 1) Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 2) законы, регулирующие только отдельные вопросы муниципального управления, например, федеральные законы «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
) отраслевые законы, регулирующие отдельные отрасли или сферы общественной жизни. Например, Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации законы «Об образовании», «О занятости населения в Российской Федерации» и другие законодательные акты
20 20 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» устанавливает общие территориальные, организационные, правовые и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления
21 21 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Правовую основу местного самоуправления на региональном уровне составляют: а) Устав Смоленской области; б) областной закон от 29 сентября 2003 года 55-з «О местном референдуме в Смоленской области»;
22 в) областной закон от 3 июля 2003 года 41-з «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области»; г) областной закон от 3 мая 2005 года 31-з «Об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) на территории Смоленской области»; 22
23 д) областной закон от 31 марта 2009 года 9-з «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Смоленской области»; е) областной закон от 30 октября 2008 года 119-з «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области»; 23
24 ж) областной закон от 29 ноября 2007 года 109-з «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Смоленской области»; з) областные законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; и) иные нормативные правовые акты Смоленской области 24
25 Система муниципальных правовых актов Устав муниципального образования; Устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты Главы муниципального образования, местной Администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом муниципального образования правовые акты Главы муниципального образования, местной Администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом муниципального образования
26 26 Устав муниципального образования является основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, в том числе исполнительных органов местного самоуправления, исходя из интересов населения, исторических, культурных, этнических и иных местных традиций,
27 В уставе определяются: - статус и наименование исполнительно- распорядительного органа местного самоуправления; - структура и порядок формирования исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления; - полномочия исполнительно- распорядительных органов местного самоуправления и их должностных лиц; - ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления 27
28 Нормативные правовые акты Российской Федерации в порядке убывания юридической силы Международные акты Конституция Российской Федерации Федеральные конституционные законы Федеральные законы Указы и распоряжения Президента Российской Федерации Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации Акты министерств и ведомств Акты субъектов Российской Федерации Муниципальные правовые акты
29 Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)
30 Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации)
31 Представительные органы муниципальных образований Смоленской области издают правовые акты в форме решений, которые могут быть как нормативными, так и ненормативными
32 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
33 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; (в ред. Федерального закона от N 83-ФЗ) (в ред. Федерального закона от N 83-ФЗ) 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
34 8) определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 8) определение порядка материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. (п. 10 введен Федеральным законом от N 90-ФЗ)
35 Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований
36 Порядок организационного, информационного, документационного обеспечения деятельности представительного органа муниципального образования, порядок взаимодействия с иными органами местного самоуправления муниципального образования, с муниципальными предприятиями и учреждениями, гражданами устанавливается РЕГЛАМЕНТОМ СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
37 Глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя представительного органа постановления и распоряжения Главы муниципального образования исключительно по вопросам организации деятельности представительного органа деятельности представительного органа издает
38 Глава муниципального образования, исполняющий полномочия Главы Администрации муниципального образования по вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных государственных полномочий по вопросам организации работы Администрации муниципального образования постановления и распоряжения Администрации муниципального образования издает
39 Глава муниципального образования, возглавляющий представительный орган и Администрацию муниципального образования постановления и распоряжения Администрации муниципального образования по вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, а также по вопросам организации работы Администрации муниципального образования постановления и распоряжения Главы муниципального образования по вопросам организации деятельности представительного органа издает
40 Глава Администрации муниципального образования по вопросам местного значения и вопросам осуществления отдельных государственных полномочий по вопросам организации работы Администрации муниципального образования постановления и распоряжения Администрации муниципального образования Администрации муниципального образования издает
41 МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С УСТАВОМ РУКОВОДИТ ГЛАВА МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ НА ПРИНЦИПАХ ЕДИНОНАЧАЛИЯ Глава местной администрации Глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах Лицо, назначаемое по контракту по по контракту по результатам конкурса
42 42 СТРУКТУРА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Структура администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Структурные подразделения местной администрации могут наделяться правами юридических лиц
43 43 Администрация муниципального образования формируется главой местной администрации в соответствии с утвержденным им штатным расписанием в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете для содержания местной администрации
44Администрациямуниципальногообразования Функциональные(отраслевые) органы местной администрацииТерриториальные администрации
45 Отраслевые структурные подразделения администрации – это подразделения, осуществляющие исполнительную, распорядительную и контрольную функции в определенных сферах муниципальной деятельности
46 Территориальные структурные подразделения администрации (например, районные в крупных городах) создаются в целях приближения органов местного самоуправления к населению, а также повышения оперативности при решении текущих вопросов
47 47 ПОЛНОМОЧИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Полномочия администрации муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством
48 48 ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1) осуществляет исполнительно- распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования, установленные законодательством и уставом муниципального образования; 2) осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования федеральными и областными законами;
49 Порядок организационного, информационного, документационного обеспечения деятельности администрации муниципального образования, порядок взаимоотношения с иными органами местного самоуправления муниципального образования, с муниципальными предприятиями и учреждениями, гражданами устанавливается РЕГЛАМЕНТОМ АДМИНИСТРАЦИИ 49
50 Регламент администрации может содержать следующие положения: - внутренний распорядок работы администрации; - планирование работы администрации; - порядок подготовки и проведения заседаний, оперативных и рабочих совещаний в администрации; - порядок подготовки, принятия и регистрации правовых актов Администрации муниципального образования;
51 - кадровые вопросы; - порядок организации рассмотрения обращений граждан; - порядок ведения делопроизводства в администрации; - порядок взаимодействия с представительным органом муниципального образования, с муниципальными предприятиями и учреждениями, гражданами
52 52 Полномочия Главы Администрации: организация деятельности исполнительно- распорядительного органа; организация деятельности исполнительно- распорядительного органа; организация исполнения решений представительного органа; организация исполнения решений представительного органа; выполнение функций представителя работодателя по отношению к работникам администрации; выполнение функций представителя работодателя по отношению к работникам администрации; право правотворческой инициативы; право правотворческой инициативы; подписание актов Администрации; подписание актов Администрации; представление отчетов Администрации; представление отчетов Администрации; иные полномочия иные полномочия
53 Прямое подчинение и административное воздействие Глава администрации Глава МО
54 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВЕДЕНИЮ РЕГИСТРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
55 ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВЕДЕНИЯ РЕГИСТРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ I Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
56 II Федеральный закон от 6 октября 1999 года 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
57 III областной закон от 30 октября 2008 года 119-з «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Смоленской области»
58 Организация и ведение регистра осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере проведения единой государственной политики в области местного самоуправления на территории Смоленской области – Департаментом Смоленской области по вопросам местного самоуправления
59 Часть 1 статьи 4 областного закона 119-з Муниципальные нормативные правовые акты в течение 7 рабочих дней после дня их официального опубликования (обнародования) направляются в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и в документальном виде (на бумажных носителях в виде заверенной в установленном порядке копии текста муниципального нормативного правового акта) руководителями органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, городских (сельских) поселений Смоленской области в уполномоченный орган
60 Часть 1 статьи 4 областного закона 119-з Одновременно с муниципальными нормативными правовыми актами в уполномоченный орган в документальном виде направляются сведения об официальном опубликовании (обнародовании) муниципального нормативного правового акта
61 В регистр представляются следующие документы: 1) текст муниципального нормативного правового акта; 2) сведения об официальном опубликовании (обнародовании) муниципального нормативного правового акта; 3) дополнительные сведения: а) экспертные заключения уполномоченного органа на муниципальные нормативные правовые акты;
62 б) решения, постановления и определения федеральных судов общей юрисдикции по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов; решения, постановления и определения федеральных арбитражных судов по делам об оспаривании муниципальных нормативных правовых актов; акты прокурорского реагирования, принятые в отношении муниципальных нормативных правовых актов (представления, протесты и заявления в суд); предписания антимонопольных органов в отношении муниципальных нормативных правовых актов;
63 акты органов государственной власти об отмене или приостановлении действия муниципальных нормативных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских (сельских) поселений Смоленской области отдельных государственных полномочий, переданных им на основании федерального закона или областного закона;
64 письма, иная информация, поступившая из органов прокуратуры, органов государственной власти Смоленской области, иных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских (сельских) поселений Смоленской области в отношении муниципальных нормативных правовых актов
65 После включения муниципальных нормативных правовых актов в регистр уполномоченный орган проводит их юридическую экспертизу
66 Юридическая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов заключается в правовой оценке на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации, федерального и областного законодательства, а также устава муниципального образования: 1) вида муниципального нормативного правового акта, 2) его целей и задач, 3) предмета правового регулирования,
67 4) компетенции органа местного самоуправления муниципального района, городского округа, городского (сельского) поселения Смоленской области (должностного лица местного самоуправления), принявшего (издавшего) муниципальный нормативный правовой акт, 5) содержащихся в нем норм, 6) порядка принятия (издания), опубликования (обнародования)
68 По результатам проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов составляются экспертные заключения
69 Основные функции управления: Целеполагание Целеполагание Анализ Анализ Прогнозирование, сценирование Прогнозирование, сценирование Планирование Планирование Организация Организация Координирование Координирование Мотивация, стимулирование Мотивация, стимулирование Регулирование Регулирование Учет Учет Мониторинг, контроль Мониторинг, контроль
70 Одной из важнейших составляющих успеха управления является точное установление достижимых целей
71 Цели должны характеризоваться результатом, который предполагается получить
72 Органы местного самоуправления муниципальных образований в целях обеспечения согласованных действий при реализации реформы местного самоуправления на территории Смоленской области, эффективного управления процессами социального развития Смоленской области в интересах населения осуществляют взаимодействие с органами исполнительной власти Смоленской области
73 Порядок взаимодействия органов местного самоуправления с органами исполнительной власти Смоленской области определяется Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, утвержденным Указом Губернатора Смоленской области от 8 августа 2006 года 5