ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИЙ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ И УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ. 31 июля 2013 года Кан Елена Александровна– советник отдела организации гражданской службы департамента кадровой политики аппарата Губернатора и Правительства Сахалинской области
2 Ст. 19 Федерального закона от N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Указ Президента РФ от N 821 (ред. от ) "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"); Постановление Правительства Сахалинской области от N 472 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Сахалинской области и урегулированию конфликта интересов»; "Методические рекомендации по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах« (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от N 24); Минтруда России от N 18-2/10/ "Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования" (вместе с "Обзором типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования"); Письмо Минтруда России от N 18-2/10/ "Комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции»; Распоряжение Правительства Сахалинской области от N 978-р "О мерах, направленных на обеспечение соблюдения государственными гражданскими служащими Сахалинской области требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов» (вместе с "Памяткой для государственных гражданских служащих Сахалинской области о порядке урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе"); Указ Губернатора Сахалинской области от N 11 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Сахалинской области "
Основной задачей комиссий является содействие государственны м органам: 1. В обеспечении соблюдения гражданскими служащими запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», и другими федеральными законами; В осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции 2. В осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции. Порядок образования комиссий Комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа, которым утверждаются состав комиссии и порядок её работы (Положение). В положении о комиссии целесообразно определить состав комиссии по должностям, при этом персональный состав определяется в правовом акте, издаваемом одновременно с актом об образовании комиссии. При утверждении персонального состава комиссии указываются персональные данные всех членов комиссии. Формирование состава комиссии В качестве председателя В качестве председателя целесообразно определить заместителя руководителя государственного органа, курирующего работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений или заместителя имеющего высшее юридическое образование. В качестве заместителя председателя В качестве заместителя председателя комиссии руководителя структурного подразделения в состав которого входит кадровая служба. Секретарем комиссии Секретарем комиссии является должностное лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. При включении в состав комиссии представителей научных организаций и образовательных учреждений, рекомендуется отдавать предпочтение трудовая деятельность которого в течение 3 лет и более была связана с государственной службой (по запросу, носящему не персонифицированный характер (число не менее ¼ от общего числа членов комиссии). Не рекомендуется включать в состав комиссии государственных служащих, привлекавшихся к дисциплинарной и иной ответственности за несоблюдение требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. Следует учитывать, что лицо согласовывается только с той организацией, которую оно представляет.
а) представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих: - о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559, - о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов; б) поступившее в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа: - обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом государственного органа, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы (Порядок поступления председателю комиссии обращения лица о даче согласия, устанавливается правовым актом государственного органа. В данном акте целесообразно закрепить процедуру прохождения обращения лица о даче согласия..) ; -заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции; в) представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции; (пп. "г" введен Указом Президента РФ от N 309). г) представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"). (пп. "г" введен Указом Президента РФ от N 309).
. Правовое просвещение мероприятия Подготовка методических материалов, подборка НПА, создание и ведение в сети Интернет страницы подразделения по профилактике коррупционных правонарушений мероприятия Выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе мероприятия Оценка коррупционных рисков и мониторинг антикоррупционных мероприятий, осуществляемых в органе мероприятия Основные направления деятельности подразделений (должностных лиц) кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений Наряду с известными формами, которые активно используются(семинары): 1) обязательный вводный тренинг для граждан, впервые поступивших на гражданскую службу службу; 2) регулярный тренинг по вопросам противодействия коррупции, соблюдения запретов, ограничений, требований к служебному поведению; 3) специализированный углубленный тренинг (в чьи обязанности входит организация и проведение мероприятий по противодействию коррупции); 4) специальный тренинг для детального ознакомления и анализа новых правовых норм; 5) тренинг (беседа) с гражданскими служащими увольняющимися со службы; 6) консультирование. 1) письменные разъяснения; 2) консультации; 3) методические материалы; 4) краткий перечень основных обязанностей, ограничений, запретов, которые необходимо соблюдать гражданским служащим; 5) блок-схемы (последовательность действий) в сфере противодействия коррупции; 6) тематические сборники НПА; 7) памятки по ключевым вопросам; 8) разработка бланков (форм). Размещение всей информации на странице подразделения. 1) всем гражданам, поступившим на гражданскую службу в орган, необходимо давать соответствующие разъяснения в форме собеседования (основанием могут быть представленные сведения о доходах); 2) регламентация порядка уведомления о личной заинтересованности, разработка формы уведомления… Проведение регулярного мониторинга выявленных в органе коррупционных правонарушений, случаев несоблюдения запретов, ограничений, требований к служебному поведению гражданского служащего, ситуаций конфликта интересов; С этой целью следует обобщать и анализировать: решения комиссии, результаты рассмотрения обращений граждан, сообщения СМИ
Описание мер, направленных на привлечение гражданских служащих к противодействию коррупции Описание мер, направленных на привлечение гражданских служащих к противодействию коррупции с 1.Привлечение гражданских служащих к участию в обсуждении и разработке нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции 1.На начальном этапе разработки акта по вопросу противодействия коррупции сотрудникам подразделений кадровых служб, рекомендуется обеспечить информирование гражданских служащих о возможности участия в его подготовке (возможности принять участие в публичном обсуждении); 2. В ходе мероприятия обсуждать возможные подходы к формулированию норм и тех трудностей, которые могут возникнуть при их реализации на практике; 3. Рекомендуется не реже 1 раза в год проводить обсуждения практики применения законодательства с сотрудниками органа 2. Активизация участия гражданских служащих в работе структурных подразделений кадровых служб и комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссии) В соответствии с п. 8 Положения о комиссиях, утвержденного Указом 821, в состав комиссии входят, в том числе государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа. Минтруд рекомендует осуществлять регулярную ротацию, в рамках которой представитель структурного подразделения входит в течение 1 года. Рекомендуется организация общественных мероприятий по привлечению коллектива к участию в программах наставничества, подготовке типовых ситуаций конфликта, социологических опросах, конкурсах, создаваемых инициативных группах, занимающихся формированием нетерпимого отношения к коррупции и т. д. 3. Стимулирование гражданских служащих к предоставлению информации о замеченных ими случаях коррупционных правонарушений, нарушениях требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов Закрепить в локальном акте, устанавливающем Порядок уведомления, механизмы защиты, порядок и виды поощрений (благодарственное письмо, внесение в книгу почета, с выдачей соответствующего свидетельства). 4. Просвещение гражданских служащих по вопросам антикоррупционной тематики и методическое обеспечение их профессиональной служебной деятельности Разработка памяток по ключевым вопросам, на основе типовых жизненных ситуаций, размещение их на сайте; Организация различных видов учебных семинаров (бесед, лекций, практических занятий) по вопросам коррупции; Использование внутреннего интернет-портала для обсуждения проектов нормативных правовых актов (далее – НПА).