К вопросу о поставках контролируемой древесины Н.Ефимова, Кировский центр лесной сертификации, г. Звенигород, 29 октября 2010 г.
В связи с ростом в России сертификации цепочек поставок контроль за поставщиками несертифицированной лесопродукции и оценка рисков при поставках древесины приобретают значимую роль
Стандартом для оценки предприятием FSC- контролируемой древесины FSC-STD (версия 2.1) определены пять категорий контролируемой древесины: 1) Древесина, заготовленная нелегально 2) Древесина, заготовленная с нарушением традиционных и гражданских прав 3) Древесина, заготовленная в лесах, где высокие природоохранные ценности подвергаются угрозе в процессе эксплуатации 4) Древесина, заготовленная на участках, переведенных в плантации или нелесные земли 5) Древесины из лесов, где ведутся посадки генетически модифицированных деревьев
Остановимся на категории 2 «Древесина, заготовленная с нарушением традиционных и гражданских прав»
Согласно оценке рисков при поставках контролируемой древесины, подготовленной Национальной инициативой и Национальным офисом FSC, по Индикатору 2.3b. территории, на которых заготовку древесины ведут заключенные исправительно- трудовых учреждений, заведомо относятся к зонам неопределенного (высокого) риска.
Данная тема является дискуссионной, так как актуальна для многих регионов России (Республики Коми, регионов Сибири, Пермской, Кировской, Свердловской и многих других областей).
1.Пример по Свердловской области – компания 95 % сырья получает из арендованных УИН лесных участков. 2. Использование труда заключенных, находящихся на вольном поселении.
Для обсуждения предлагаются выдержки из соответствующих статей Российского и Международного законодательства, касающиеся обязательного труда заключенных :
Статья 103 Уголовно- исполнительного Кодекса РФ «Привлечение к труду осужденных к лишению свободы»: 1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.
Комментарий к статье 103. «Привлечение к труду осужденных к лишению свободы»: Несмотря на то что ст. 103 устанавливает обязанность осужденных трудиться, а выполнение любой закрепленной правовыми нормами обязанности обеспечивается возможностью применения санкций, это не противоречит ни международно-правовым нормам, ни Конституции РФ или трудовому законодательству, поскольку в ст.8 Пакта и п."с" ст.2 Конвенции подчеркивается, что обязательный труд осужденных не рассматривается как вид принудительного труда.
статья 8 Международного Пакта о гражданских и политических правах (Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года) : 3. a) Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду; c) термином «принудительный или обязательный труд» в настоящем пункте не охватываются: i) какая бы то ни была не упоминаемая в подпункте b работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;
пункт "с" статьи 2 Конвенции 29 о принудительном или обязательном труде (Дата принятия: , Номер: 29, Принявший орган: Международная Организация Труда) : 1.Для целей настоящей Конвенции термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. 2. Однако термин "принудительный или обязательный труд" для целей настоящей Конвенции не включает в себя:
c) всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.
Предлагаем обсудить, например, случаи, когда УИН имеют леса в аренде (и ведут заготовку в соответствии с законодательством), а также вариант использования на лесозаготовках труда заключенных, находящихся на вольном поселении
Национальная инициатива вправе рассмотреть и решить эти вопросы в целях признания контролируемой древесины, заготовленной на арендованной УИН территории, а также древесины, заготовленной силами заключенных, в т.ч. находящихся на вольном поселении