Тема 2 Виды ценных бумаг и порядок их обращения. Классификация объектов рынка ценных бумаг. Как уже говорилось ранее, объектом торговли на РЦБ являются ценные бумаги. Ценные бумаги могут выпускаться как в индивидуальном порядке, например, вексель, так и сериями с соответствующей государственной регистрацией, например, акции. В первом случае такие объекты называют часто финансовыми инструментами, по своим свойствам напоминающие ценные бумаги, однако по законодательству о рынке ценных бумаг таковыми не являющиеся. В последнем случае законодательство говорит об эмиссионной ценной бумаге.
Так как ценная бумага представляет собой форму существования капитала, то на рынке она является лишь инструментом его аккумулирования и распределения. Существует ряд контрактов на рынке ценных бумаг, порождающих определённые ценные бумаги и финансовые инструменты. Контракты рынка ценных бумаг можно разбить на три основных категории: долговые, порождающие облигации, векселя, чеки, банковские сертификаты, долевые, порождающие акции, паи, форвардные, порождающие фьючерсы, опционы
Под долговыми понимаются срочные кредитные соглашения, по которым существует целый ряд кредиторов, предоставляющих свои средства в кредит одному заемщику на условиях возвратности и платности. Долевые соглашения – это бессрочные соглашения долевого характера, которые могут рассматриваться как бессрочный кредит, который был предоставлен компании в обмен на участие в прибыли в качестве одного из её владельцев. Форвардные контракты – это группа контрактов, предполагающих продажу или покупку базового актива (первичных ценных бумаг) в будущем по оговорённой в настоящее время цене, искусственно создаваемых рынком и компаниями, работающими с ценными бумагами с целью страхования операций с базовым активом. Производные ценные бумаги возникают в условиях нестабильности рынка, а именно цен на финансовые активы.
Как и другие экономические категории, ценные бумаги имеют определённые характеристики, которые позволяют классифицировать их по следующим признакам: 1. По происхождению: первичные, Вторичные, производные. 2. По форме существования: документарные, бездокументарные (безналичные). Если бумага выпущена в бездокументарной форме, она отсутствует как физический предмет, а ее существование, т. е. права ее владельца, фиксируются в регистрационном документе. Выпуск таких бумаг оформляется документом, который называется глобальным сертификатом.
3. По сроку существования: срочные: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные. 4. По порядку удостоверения прав владельца: на предъявителя - не содержит имени владельца и передается другому лицу простым вручением. Именные. Передача именной бумаги другому лицу осуществляется с помощью передаточной надписи цессии. Это означает, что на бланке бумаги указывается имя ее нового владельца. Лицо, передающее бумагу по цессии, именуют цедентом. Лицо, получающее бумагу, - цессионарием.
ордерные. Бумага является ордерной, если она передается другому лицу по приказу ее владельца, т. е. ордеру. Ордер представляет собой передаточную надпись, которую именуют индоссаментом. Лицо, передающее такую бумагу, называют индоссантом или индоссатором. Лицо, получающее бумагу – индоссатом. Примером ордерной бумаги является вексель. Отличие индоссамента от цессии состоит в том, что индоссант несет ответственность за неисполнение обязательства по данной бумаге, а цедент отвечает только за действительность самого документа.
Порядок выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионная ценная бумага – любая ценная бумага (в том числе и бездокументарная), которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка, размещается выпусками, имеет равные объёмы и сроки осуществления прав внутри каждого выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
К эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации, опционы эмитента. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, регламентируется государством и включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями Федерального закона «О рынке ценных бумаг», не подлежат размещению. При размещении ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500 государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта. При регистрации проспекта ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами: подготовка проспекта эмиссии, регистрация проспекта эмиссии, публикация информации проспекта эмиссии.
Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии. При этом регистрация проспекта ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом в течение 30 дней с даты получения проспекта ценных бумаг и иных документов, необходимых для его регистрации.
Очень важно отметить, что первичный рынок эмиссионных ценных бумаг представляет собой рынок новых эмиссий и метод, который большинство заемщиков использует для привлечения новых ресурсов. Для того, чтобы этот рынок работал успешно, жизненно важно, чтобы вкладчики и инвесторы обладали уверенностью в том, что они не зря вкладывают свои деньги в этот рынок. Слабый первичный рынок подорвет ликвидность вторичного рынка. Следовательно, существует потребность в предоставлении точной информации с тем, чтобы инвесторы имели возможность проводить сравнение с другими формами инвестиций и принимать решения, следует ли вкладывать деньги в каждый новый выпуск.
Существует несколько методов размещения эмиссионных ценных бумаг на организованном первичном рынке. В их число входят: Прямое приглашение компанией – компания приглашает общественность подписаться на ее ценные бумаги по фиксированной цене через опубликование проспекта. Все необходимые формальности и андеррайтинг выполняются эмиссионной компанией (обычно инвестиционным банком/компанией по работе с ценными бумагами).
Предложение к продаже – этот метод может использоваться в ситуации, когда эмитент хочет предложить свои ценные бумаги населению. Компания может организовать синдикат банков и брокерских фирм, которые приобретают весь выпуск для распространения среди своих клиентов. Тендерное предложение – инвестору предлагается участвовать в конкурсе на приобретение ценных бумаг по минимальной цене. После последнего срока подачи заявок финансовые советники компании рассчитывают "цену исполнения", которая позволит компании-эмитенту привлечь максимально требуемое финансирование. Цена исполнения может быть занижена, если компания, например, нацеливает эмиссию акций на особенно широкий круг акционеров (большое число акционеров, владеющих небольшим количеством акций каждый).
Частное размещение – метод, при котором инвестиционный банк подписывается на предлагаемые ценные бумаги, предварительно определив небольшую группу клиентов, которым он затем перепродаст акции или же инвестиционный банк может выступать в качестве андеррайтера и отвечать за поиск конечных инвесторов для компании-эмитента. Допуск к котировке на бирже – при использовании этого метода нет необходимости в выпуске новых ценных бумаг, но акционерный капитал компании должен быть достаточно оплачен для того, чтобы получить доступ к листингу или котировке на бирже. Компания должна предоставить документ о допуске.