Акварель Составлено доцентом кафедры изобразительного искусства СыктГУ Торлоповой Натальей Геннадьевной 2006 Астры. 2003г.
« Акварель относится к загадочному разряду стариннообразных искусств, вечно скитающихся на распутье живописно-графических исканий…» Владимир Бабияк З.Серебрякова «Пейзаж» Поль Сезанн «Пейзаж с сосной»Суриков В. «Вид на Неаполь»
Исторические сведения Акварель представляет собой живопись водяными красками, наносимыми тонкими слоями на картон или бумагу белого цвета Акварель широко использовалась при создании архитектурных проектов, разработке планов городов, парков. В XІX в. художниками разных стран создано очень много акварельных работ, показывающих широкие возможности акварели как живописного материала. Летящие г.
Оборудование для акварели Художественная промышленность выпускает специальные сорта бумаги для акварели называемыми торшонами. Критерии при выборе бумаги для акварельной живописи: плотность и зерно. Зерно может быть крупным, средним и мелким. Бумага должна хорошо впитывать воду и сохранять влажность некоторое время. Палитра – лучше всего из белого, хорошо смачиваемого водой пластика.
Кисти Используются кисти, сделанные из волоса белки или колонка Большой беличьей кистью можно делать крупные заливки, но почти невозможно работать над мелкими деталями. Для этой цели хороши колонковые кисти. Среди акварельных красок в нашей стране большой популярностью у художников пользуются краски Санкт- петербургского завода. Красочные наборы «Ленинград», «Белые ночи», «Ладога», «Черная речка». Цветовой состав данных наборов приближен к естественным природным цветам.
Методы, техники и приемы работы акварельными красками
Лессировки В живописной работе акварельный этюд выстраивается слоями, от светлых к темным тонам Таким образом, самый темный цвет достигается путем нанесения одного слоя на другой до тех пор, пока не получится желаемая глубина цвета. Этот метод нанесения слоев краски называется лессировка. По технологии каждый красочный слой должен полностью высохнуть до того, как на него будет положен следующий слой. Это «классическая» акварельная техника. Бокал 2001 Кольцо 2001 Розовая песня
Метод «a la prima» Розы сохнут Комнатный цветок. 2004г. Работу акварелью методом «a la prima» можно выполнять как по сухой, так и по сырой бумаге. Нанесенные на влажную бумагу краски немного растекаются и получаются очень красивые мягкие переходы и оттенки цвета. Для обогащения цвета можно вливать краску в еще не просохший предварительно положенный мазок. Особенностью метода является то, что этюд выполняется за один сеанс. Цвет каждой детали изображения берется сразу, в полную силу. Живопись выполняется в один слой.
По сырому Следующий метод включает в себя нанесение новых цветов до того, как высохли первые слои краски. Его считают методом «по-сырому». По выполнению существенно отличается от классического метода лессировки, но часто используется в живописной практике. Этим методом в своей художественной практике пользуется известный интинский художник Виталий Трофимов и сыктывкарский Владимир Кокачев. Главная проблема этого метода, что процесс живописи очень сложно контролировать – краска продолжает двигаться до тех пор, пока не просохнет. Голубые розы. 2005г.
Мазок В живописи акварельными красками можно использовать еще один метод, позволяющий использовать характер и динамику мазков кисти. Еще одно название этого метода - метод мозаичного (инкрустационного) письма. очень интересен для поиска творческой выразительности изображения. Хотя в акварели мазки кистью не столь видны, как в работе масляными красками. Естественно, что разные кисти дают разные мазки, поэтому следует изучить технические возможности вашего набора кистей. Осенний букет. Лаватеры.
Методические рекомендации
Постановка натюрморта Полевые цветы. 2006г. К постановке натюрморта для работы с натуры следует подходить достаточно серьезно, т.к. от первого впечатления, полученного от восприятия натурной постановки, зависит результат живописи. Содержание натюрморта зависит от задач, которые мы ставим в проведении учебного занятия. Можно воспользоваться примером постановки натюрморта художниками, изучив репродукции их картин. Как вариант усиления мотивации к выполнению этюда, можно предложить составить постановку самим обучающимся. Настрой и чувства участников, вызванные восприятием составленного ими натюрморта, должно помочь в ходе практической работы.
Последовательность выполнения этюда Выполнение подготовительного рисунка под живопись В первом слое краска заливает поверхность бумаги сверху вниз, цвет вливается один в другой, создавая необходимые цветовые переходы. Выполнение второго слоя. Работа ведется методом лессировки. Если в первом шаге мы не достигли необходимых тональных или цветовых отношений, наблюдаемых в натурной постановке, то в работе над вторым слоем, следует уточнять тональные отношения изображаемых объектов. Следующий шаг позволяет уточнить или прорисовать кистью характерные детали изображаемых предметов натюрморта. Задача этого этапа обобщение: подчинение незначительных, второстепенных элементов постановки главному предмету и общему цветовому впечатлению.
Последовательность выполнения этюда Красный натюрморт 2006
Образцы работ Желтая кружка. 2006Голубой натюрморт. 2006
Литература Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Одноралов, Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве.М.: Петров, Н.Г. О приемах работы акварелью./ Уроки изобразительного искусства.// Юный художник – Пучков, А. С., Триселев, А. В. Методика работы над натюрмортом.М.: Сопин, О. Умение видеть./ Уроки изобразительного искусства.// Юный художник - 7 – Сопин, О. О чем говорят краски./ Страничка учителя.// Юный художник – Трошичев, А.А. Акварель. Пейзаж. /Пленэрная практика.// Изобразительное искусство в школе – Материал и его технологические особенности./ Юному художнику на заметку.//Изобразительное искусство в школе. - 3 – В презентации использованы авторские работы составителя.