Этика еврейского брака Этика еврейского брака Еврейская этика в школе
Этика еврейского брака Два урока. Продолжительность каждого урока: 40 минут Основная тема: личное, взаимное и общественное развитие в браке
Этика еврейского брака Цели урока: объяснить ценность института брака в иудаизме; проанализировать различные подходы к браку в иудаизме; показать актуальность еврейского традиционного подхода к браку в современном мире.
План урока 1.Введение: кризис института брака в наши дни. 2.Каков подход иудаизма к браку (на основе классических еврейских источников). Самостоятельная работа: классические еврейские источники о целях брака в иудаизме. Совместное изучение в классе "Рав Соловейчик о целях брака".
Значительная часть супружеских пар разводится Увеличивается число неполных семей Вопросы: 1.Почему это происходит? 2.Возможно ли противостоять? Как? Кризис института брака
Берешит 1:26-31 И сотворил Всесильный человека по образу своему, по образу Всесильного сотворил его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их Всесильный, и сказал им Всесильный: "Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и овладейте ею"…И видел Всесильный всё, что он создал, и вот, весьма хорошо. И был вечер, и было утро: день шестой.
Берешит 2 : И сказал Бог Всесильный: "нехорошо человеку быть одному, сделаю ему помощника, соответственного ему"…И навёл Бог Всесильный сон на человека, и когда уснул он, взял он одно из рёбер его и закрыл плотью место его. И переустроил Бог Всесильный ребро, которое Он взял у человека, в жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: "На этот раз-это кость от кости моей и плоть от плоти моей. Она наречена будет женою, ибо от мужа взята она". Поэтому оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью. Что общего и чем отличаются отрывки?
Шулхан Арух, Эвен Эзер, 1:1 Человек обязан жениться, чтобы исполнить заповедь "плодитесь и размножайтесь". Тот же, кто не выполняет эту заповедь, подобен проливающему кровь. Он уменьшает подобие Божие в себе и удаляет Божественное присутствие от народа Израиля. Что стоит за такой жёсткой позицией Шулхан Аруха?
Отрывок из Вавилонского Талмуда трактат Йевамот, лист 62, стр. 2 Сказал рабби Танхум: так говорил рабби Ханилай: Всякий неженатый человек пребывает без радости, без благословления, без благости(у него нет в жизни ничего хорошего). Какова цель брака по мнению рабби Танхума?
Домашнее задание Сказал рабби Элиезер: Всякий неженатый человек не является полноценным человеком! Ибо сказано в Торе "мужчину и женщину сотворил их". Трактат Йевамот, лист 63, стр. 1 На каком основании делает р. Элиэзер свой вывод ? Сравни с Берешит (1:26-31). Каково твое отношение к этому выводу?
Рамбам, Мишне Тора, Законы супружеской жизни, гл. 15, закон 17 Несмотря на то что человек уже выполнил заповедь "плодитесь и размножайтесь", мудрецы обязали его не отстранится от выполнения заповеди пока силы не оставили его. Ибо, тот кто добавил новою душу в еврейском народе, подобен сотворившему целый мир. Также постановили мудрецы, что " не должен человек пребывать без жены, дабы не пришёл к дурным мыслям, а женщина не должна быть одна, чтобы не вызывать подозрение". Также постановили мудрецы, что " не должен человек пребывать без жены, дабы не пришёл к дурным мыслям, а женщина не должна быть одна, чтобы не вызывать подозрение". Какую дополнительную цель брака называет Рамбам? Можно ли найти связь между этой целью брака и приведёнными выше отрывками из книги Берешит?
Фрагмент из книги рава Йосефа Дов -Бера Соловейчика «Человек и его дом», из статьи о браке, стр. 47 Два учения, связанных с браком: направленное на внешнюю среду, долг семьи перед обществом; направленное на внешнюю среду, долг семьи перед обществом; развивающая внутреннюю систему ценностей, утверждающую самоценность брака развивающая внутреннюю систему ценностей, утверждающую самоценность брака
Вопросы к статье рава Йосефа Дов-Бера Соловейчика 1.В чем заключаются два подхода к браку, согласно статье рава Соловейчика? 1.В чем заключаются два подхода к браку, согласно статье рава Соловейчика? 2.Почему по мнению автора первый подход не делает существенной разницы между человеком и животным ? 2.Почему по мнению автора первый подход не делает существенной разницы между человеком и животным ? 3. Какие из рассмотренных классических еврейских текстов ближе к первому, а какие ко второму подходу? 3. Какие из рассмотренных классических еврейских текстов ближе к первому, а какие ко второму подходу?
Вопросы к статье рава Йосефа Дов-Бера Соловейчика Домашнее задание Какой подход ближе к мировоззрению современного человека? Почему? Обоснуйте ваше мнение.
Вариант подачи темы План второго урока Обсуждение домашнего задания Обсуждение домашнего задания Дискуссия по «трудным» вопросам Дискуссия по «трудным» вопросамЗаключение Еврейская семья в современном меняющемся мире
Вариант подачи темы Примеры «трудных» вопросов Дети и старость родителей Дети и старость родителей Брак без брака («гражданский») Брак без брака («гражданский») Планирование семьи Планирование семьи Домашнее задание для коллег: Какие еще вопросы можно поднять на дискуссии?