Модель формирования здоровьесберегающей образовательной среды МДОУ- детского сада присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных процедур для детей с туберкулезной интоксикацией 288 Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути Главнейшее условье. С.Я. Маршак
Актуальность 1.Увеличение количества заболевания туберкулезом в г. Челябинске и Ленинском районе 2.Необходимость поиска инновационных педагогических подходов 3.Влияние системы ценностей личности педагога на: 3.1. безопасность образования с позиций охраны здоровья детей 3.2. усвоение детьми представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Концептуальная идея модели Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни посредством создания здоровьесберегающей образовательной среды в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса
Цель Обеспечение условий физического и психического комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на культуре здорового образа жизни
Задачи 1. Создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды. 2. Осуществление комплексного развития познавательной, эмоциональной и личностной сферы воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. 3. Формирование компетенций здоровьесбережения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья воспитанников и педагогов. 4. Формирование установки на здоровье и здоровый образ жизни, культуры здорового образа жизни у участников образовательного процесса, внутренней потребности гармоничного здоровья как важнейшей человеческой ценности.
Основополагающие принципы формирования модели управления здоровесберегающим образованием в МДОУ принцип приоритета; принцип природосообразности; принцип преемственности; принцип непрерывности; принцип целостности; принцип индивидуализации; принцип интеграции.
Комплекс технологий здоровьесбережения включает следующие направления: Физкультурно- оздоровительные Здоровьесберегающие образовательные технологии Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка Медико-профилактические Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов Валеологического просвещения родителей
Физкультурно - оздоровительные технологии в образовательном процессе занятия по физической культуре воздушное и водное закаливание утренняя, дыхательная, пальчиковая гимнастика массаж и самомассаж уголки двигательной активности динамический час, подвижные игры, бег тропа здоровья (летом), массажные дорожки для ног (зимой) соревнования, веселые старты, спортивные развлечения
Здоровьесберегающие образовательные технологии физкультминутки, динамические паузы, зрительные траектории и ориентиры, «уголки здоровья» личностно-ориентированное взаимодействие воспитание культуры здоровья (программа «Мое здоровье» Т.А. Тарасовой, «ОБЖ детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной)
Технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка ПМПк диагностика психологич. климата в коллективе детей и педагогов Совместная деятельность педагога с ребенком (конкурсы плакатов, рисунков) Развлечения, фестивали, праздники, КВНы и др. на темы здоровьесбережения
Медико - профuлактические технологии мониторинг здоровья дошкольников контроль питания, витаминизация пищи организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания профилактические мероприятия в детском саду контроль и обеспечение требований СанПиНов Кислородный коктейль Прием медикаментозных средств
Технологии валеологического просвещения родителей Консультации врача, ст. медицинской сестры Родительская гостиная Рубрика «Здоровье вашего ребенка» в малотиражной газете детского сада «Крепыш» Родительские уголки Папки-передвижки
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов культура профессионального здоровья развитие потребности к здоровому образу жизни
Модель здоровьесберегающей образовательной среды МДОУ 288
Участники проекта, обеспечивающие решение вопросов по вертикали управления заведующий МДОУ - нормативно-правовое обеспечение, взаимодействие с социальными партнерами, формирование организационной культуры методист ДОУ – научно-методическое, информационное обеспечение, система работы с пед. кадрами, родителями зам. заведующего по АХР – М-Т обеспечение инструктор по ф/к – система физкультурно- оздоровительных мероприятий, двигательной активности, мониторинг физического развития воспитатели – педагогические технологии в образовательном процессе, предметно-развивающая среда медицинские работники – медико-профилактическое обеспечение, контроль питания, мониторинг здоровья
База данных состояния здоровья детей МДОУ 288
Система оздоровительно- профилактических мероприятий МДОУ 288 Физическое развитие детей Психическое здоровье Оздоровительные и профилактические мероприятия Рациональное питание Здоровьесберегающая образовательная среда Регулярный осмотр детей специалистами ОПТД 3
Система оздоровительных и закаливающих мероприятий для детей с туб.интоксикацией, реализуемая воспитателем Утренняя прогулка (до t воздуха 17º С) Обширное умывание рук, лица, шеи проточной водой (t 29º -28º ) Аэрофитотерапия (лимон, лук, чеснок) Оздоровительные технологии в образовательном цикле: физкультминутки, офтальмогимнастика, точечный массаж БАТК по Уманской, минутки шалости, танц.паузы Сон с доступом свежего воздуха Дыхательная гимнастика Контрастно-воздушное закаливание (перебежка из теплого в холодное помещение и наоборот)
Система оздоровительных и закаливающих мероприятий для детей с туб.интоксикацией, реализуемая инструктором по Ф/К Утренняя гимнастика + воздушные ванны Физкультурные занятия на воздухе Динамический час. Оздоровительный бег на воздухе Физкультурные занятия в спортзале Тропа здоровья (летом). Сосновая терапия (босотоптание по кусочкам сосновой коры, шишкам и веткам) Кружковая работа «Будущий олимпиец» Спортивные праздники, развлечения, досуги
Система оздоровительных и закаливающих мероприятий для детей с туб.интоксикацией, реализуемая медицинскими работниками, педагогом-психологом Сбалансированное питание, витаминизация третьего блюда Витаминопрофилактика (Ревит) Кислородный коктейль Медикаментозная профилактика туберкулеза – I-II АБХП из группы ГИНГ и другими лекарственными препаратами, снижающими уровень туберкулезной интоксикации Лечебный массаж Комплексная пневмовакцинация (1 раз в год) Прививки против гриппа (1 раз в год) Напиток «Здоровье» (отвар шиповника). Профилактический чай Санация носоглотки: полоскание рта и горла кипяченой (чесночной) водой комнатной температуры, закапывание в нос, смазывание слизистой носа оксолиновой мазью в период эпидемии гриппа Облучение бактерицидными лампами групповых помещений Психологические тренинги, настрои
Материально-техническое обеспечение функционирования модели
Показатели эффективности модели здоровьесберегающего образования : 1. Организационные: количественные и качественные характеристики здоровьесберегающих мероприятий 2. Методические: подбор и реализация здоровьесберегающих программ, технологий, учебно- методических пособий, диагностического инструментария. 3. Психофизические: положительная динамика физического и психического развития, снижение уровня заболеваемости воспитанников. 4. Личностные: формирование личностных компетенций здоровьесбережения