Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский ) федеральный университет» Институт управления и территориального развития Кафедра общего менеджмента Психология менеджмента Тема 1 Психология менеджмента как самостоятельная научная дисциплина
План занятия Психология менеджмента: ее объект и предмет. Психологические закономерности управленческой деятельности. Методы психологии менеджмента.
Объект исследования психологии менеджмента Объектом изучения психологии менеджмента является организованная деятельность людей. Организованная деятельность - это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и, корпоративными требованиями. Правила, нормы и требования организации порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, - это управленческие отношения. Управленческие отношения делают совместную деятельность организованной. Иначе говоря, это отношения, образующие совместную деятельность.
Психология менеджмента в рамках своей дисциплины исследует: социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов; психология деятельности руководителя; психология личности руководителя; психологические проблемы подбора руководящих кадров; психологические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров; функционально-структурный анализ управленческой деятельности; социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей; психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и др.
Предмет психологии менеджмента психологические аспекты отношений между людьми, группами и организация ми людей в процессе управленческой деятельности
Управление - это комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития. Основные компоненты структуры социальной системы управления: субъект управления, объект управления, цель управления, управленческие взаимоотношения, функции управления, механизм управления
Субъект управления - это структурно определенные объединения людей и руководители, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность. Объект управления - это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления. Объект управления можно рассматривать в двух аспектах: элементно-структурном (как совокупность людей, крупных отраслевых организаций и т. п.) и функциональном (как определенное поведение инди видов и групп людей). Целью воздействия на объект управления является направление объекта по определенному пути развития, придание ему состояния организованности, соответствия определенным требованиям.
Процесс управления осуществляется через систему «руководитель – работник»: Руководитель как верхнее звено в системе управления, ставит цели перед исполнителями, сообщает им необходимую информацию, контролирует процесс их исполнительской деятельности и оценивает полученный результат. Исполнитель является подчиненным звеном в системе управления. Но при этом он выступает и как активный субъект деятельности, так как имеет определенную личностную мотивацию, свое понимание и оценку поставленных задач, и т.д.
Социальная система управления: процесс активного взаимодействия двух субъектов, каждый из которых обладает свойствами регуляции и саморегуляции
Основные этапы деятельности в социальных системах управления: 1) сбор и оценка информации осуществляется в зависимости от присущей субъекту мотивации, его профессиональной подготовленности и опыта деятельности; 2) постановка цели, принятие и разработка программ действия. На этой стадии формируется опережающее представление цели - образ желаемого результата; 3) практическое действие по достижению цели, решению конкретных задач; 4) контроль исполнения и оценка результатов. Сравнение полученных результатов с поставленными целями.
Психологические закономерности управленческой деятельности 1. Закон неопределенности отклика: закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. Разные люди (и даже один человек в разное время) могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений.
Психологические закономерности управленческой деятельности 2. Закон неадекватности отображения человека человеком: ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека. Научные принципы подхода к человеку как к объекту познания: принцип универсальной талантливости ("нет людей неспособных, есть люди; занятые не своим делом"); принцип развития ("способности развиваются в результате изменения условий жизни личности и интеллектуально- психологических тренировок"); принцип неисчерпаемости ("ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной").
Психологические закономерности управленческой деятельности 3. Закон неадекватности самооценки: психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов - осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально - чувственного, интуитивного). Самооценка личности может основываться лишь на «видимой части айсберга» - осознаваемого, логически- мыслительного.
Психологические закономерности управленческой деятельности 4. Закон расщепления смысла управленческой информации: любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено: иносказательными возможностями языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации; различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит.
Психологические закономерности управленческой деятельности 5. Закон самосохранения: ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.
Психологические закономерности управленческой деятельности 6. Закон компенсации: при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Данный закон практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.
Методы психологии менеджмента: Биографический метод Наблюдение (включенное или невключенное, сплошное или выборочное, самонаблюдение) Опрос (анкетный опрос: сплошной или выборочный) Эксперимент (лабораторный или полевой) Тестовый метод (тест-опросник, тест- задание, проективные тесты)
1. Рекомендуемая литература (основная) Карпов А.В. Психология менеджмента: уч.пособие для вузов. - М.: Изд-во Гардарики, Никуленко Т.Г. Психология менеджмента: уч.пособие. - М.: Изд-во Феникс, Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности /Под ред. Никифорова Г.С.: учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Речь, Рекомендуемая литература (дополнительная) Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭС, Полукаров В.Л., Петрушин В.И. Психология менеджмента: уч.пособие. - М.: Изд-во Кно-Рус, Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса: уч.пособие. - М.: Изд-во Дашков и К, Столяренко Л.Д. Психология управления: уч.пос. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, Шарухин А.П. Психология менеджмента: уч.пос. - Спб.: Речь, 2005.
Спасибо за внимание!