Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru galeeva-n.ru
Программа повышения профессиональной компететности учителя, реализующего требований ФГОС Микроисследования, лекции, обучающие семинары, организационно-деловые игры - ОДИ
Когнитивная составляющая Позиционно- ценностная Операционально- технологическая знаю умею, могу хочу Модель компетентности
Организационные формы должны соответствовать структуре модели компететности если в компетентности учителей выявляется недостаток когнитивной, знаниевой составляющей (например, при знакомстве с нормативно-правовыми документами), необходимо организовать лекции и обучающие семинары, приглашая в школу специалистов,
если у учителей есть сложности в практической реализации технологий, методик, необходимо организовать ОДИ (организационно-деловые игры), практические занятия в формате кейс-стади, тренинги (для повышения коммуникативной компететности) и т.п. Организационные формы должны соответствовать структуре модели компететности
если же в коллективе необходимо провести коррекцию системы профессиональных ценностей, то здесь важнейшую роль играет единая позиция всей управленческой команды, а также система поощрений – моральных и материальных, определяющая для учителей направления их профессионального самосовершенствования. Организационные формы должны соответствовать структуре модели компететности
Этап 1 Осваиваемые знания, умения 1.Структура и содержание Стандарта 2.Осмысление раздела «Общие положения»: Организационные формы Лекции Обучающие семинары Концептуальные основы: компетентностный и системно- деятельностный подходы Принцип критериального оценивания «Портрет выпускника основной школы» - становление личностных характеристик выпускника
« … Все эти три качества обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной». Николай Гаврилович Чернышевский
Образовательные результаты по ФГОС Предметные (знания) Метапред- метные (УУД) Личностные (отношение, позиция) «…обширные знания» «…привычка мыслить» «…благородство чувств»
КОМПЕТЕНЦИЯ КОМПЕНТНОСТЬ
Содержание предмета, которое поддерживает данные результаты Формы и виды учебной деятельности ученика Стиль и способы педагогической коммуникации Методики и технологии обучения Материально- техническое оснащение Компетентность учителя
Компетентность учителя определяется умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, и управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика и управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика
Базовый, репродуктив- ный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленчески х функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Ситуативноеуправление Ситуативное и тактическое управление Стратегическое,опережающее управление
К диагностическим материалам должны прилагаться показатели и уровневые дескрипторы для оценивания качества выполненной работы, по которым проектируется дальнейшая работа ученика
ДЕСКРИПТОР (лат. descriptor - описывающий) - лексическая единица (слово, словосочетание) информационно-поискового языка, выражающая основное смысловое содержание какого- либо текста. Используется при информационном поиске документов. (Большой Энциклопедический словарь) «Система дескрипторов - критерии экспертной оценки» Витольд ЯСВИН, доктор психологических наук, профессор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
Критерий : планирование и достижение цели 0 - цель не сформулирована; 1 – цель сформулирована, но не обозначены пути ее достижения; 2 – цель определена и ясно описана, представлена схема ее достижения; 3 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения; 4 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения, работа выполнена точно и последовательно. Оценка проекта
В критериальном оценивании В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей - ученик становится настоящим субъектом своего обучения - снижается школьная тревожность ученика -учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора.
«Портрет выпускника основной школы»
Становление личностных характеристик выпускника
Этап 2 Осваиваемые знания, умения Организационные формы Лекции Обучающие семинары Занятия в режиме кейс-стади Осмысление ФГОС второго поколения / раздел «Требования к результатам…» 1.Три группы результатов. Содержание результатов: Личностных Метапредметных Предметных 2. Педагогические технологии, обеспечивающие формирование УУД и личностных результатов
Учебная информаци я воспринимаемпередаем преобразуем сворачиваем разворачиваем Универсальные учебные действия (УУД) ? ? ? ? организуем
В.П.Беспалько выражает процесс обучения формулой: ДП = М + Аф + Ау, где ДП - дидактический процесс; М М - мотивация учащихся к учению; Аф Аф – алгоритм учебно-познавательной деятельности ученика; Ау Ау - алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением. ДП = Ау (М + Аф) Задание 1. Измените формулу так, чтобы мотивация ученика попала в пространство управления учением
Задание 2. Добавьте к формуле еще одну переменную - Вс Вс, обозначающий воспитательную деятельность семьи ДП = Ау [ (М + Аф) Вс] Задание 3. А если добавить еще одну переменную - ФГОС, ФГОС, обозначающий требования государственных стандартов ? ДП = Ау { [ (М + Аф) Ас] + ФГОС}
Этап 3 Определение актуального уровня развития УУД, личностных результатов учащихся Микроисследования:
Ср.знач. по показателям Среднее значение по критериям ПРЕДМ МЕТОДО ЛОГИЧ Пр.-метод , ,4 Пр.-метод. От контингента ,7 Пр.-метод ПСИХОЛ ПЕДАГ Пс.-пед.задания ,90,9 инд программы Пс.-пед. инд программы ,8 Пс.-пед ,1 ВАЛЕОЛ Валеол ,61,2 сан-гиг Валеол. сан-гиг ,5 Валеол ,5 КОММУ НИК стиль Ком.комп. стиль ,91,3 Ком.комп ,3 Ком.комп ,2 УПРАВЛ ЕНЧЕС- КАЯ Управл. Мот-цел ,60,9 планов Управл. планов ,9 обучает Управл. обучает ,5 коррек Управл. коррек ,9 Управл ,5 Результаты ,2 30%38%47,5%57%50%62%67,5%75% 1,1 1,1
Этап 4 Осваиваемые знания, умения Организационные формы Обучающие семинары, ОДИ (организационно-деловые игры) Метапредметный подход и организационные формы его реализации Способность учителя оценивать дидактический потенциал разных форм, видов и приемов учебной деятельности Способность учителя целенаправленно проектировать задания, развивающие/диагностирующие заявленные УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные 1. Осмысление ФГОС второго поколения / разделы «Требования к результатам…» «Требования к условиям…»
Этап 5 Осваиваемые знания, умения Организационные формы ОДИ, коллективные тренинги в формате кейс-стади, открытые уроки Реализация принципов критериального оценивания в практике учителя 1. Осмысление ФГОС второго поколения / разделы «Требования к результатам…» «Требования к условиям…»
Структура и содержание тематических к/р должны соответствовать требованиям ФГОС: проверять не только предметные, но и метапредметные результаты ученика мотивировать учащихся и на овладение предметным знанием, и на овладение УУД помогать устанавливать цели саморазвития при анализе к/р Готовность к реализации ФГОС
Категории, подлежащие оцениванию: Знание и понимание Мышление (использование приемов критического и креативного мышления, планирование, обобщение, сбор и организация информации, интерпретация, анализ, синтез) Коммуникация (передача знаний через разные формы текста) Применение (использование знаний и умений для установления внутренних и внешних связей) Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД и примене- ние Коммуникативные УУД Познавательные УУД Знания, понимание
Организация диагностики учебно-познавательных достижений должна отражать структуру системы результатов: валидно проверить уровень УУД можно только при условии достижения определенного уровня знаний предметного содержания По данным анализа таких к/р «в формате ФГОС» учитель ведет мониторинг успешности учащихся по своему предмету По данным мониторинга учитель осуществляет коррекцию и регуляцию собственной деятельности – коррекция целей, задач, организации и/или содержания процесса обучения
тем Название темы Знание /пони- мание ПОЗНАВА ТЕЛЬНЫ Е УУД КОММУН ИКАТИВН ЫЕ УУД РЕГУЛЯТ ИВНЫЕ УУД 1.ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА Страница Дневника индивидуального прогресса учащегося
Этап 6 Осваиваемые знания, умения Организационные формы Обучающие семинары, ОДИ, коллективные тренинги в формате кейс-стади, открытые уроки Осмысление ФГОС второго поколения / разделы «Требования к результатам…» «Требования к структуре программ…» Ресурсы учителя, реализующие требования ФГОС к образовательным результатам: Образовательные технологии деятельностного типа Информационно-методическое сопровождение образовательного процесса: технологические карты тем, информационные карты уроков, картотеки заданий, и т.д.
Этап 7 Осваиваемые знания, умения Организационные формы Работа в индивидуальном режиме, в группах, обобщение и утверждение в методических объединениях Знакомство с программами, УМК, рекомендованными к использованию в образовательном процессе. Сопоставление учителями рекомендованных программ с освоенными требованиями ФГОС и собственными реальными ресурсами Выбор оптимального варианта программы, УМК
Модификация выбранного варианта программы в соответствии с особенностями контингента учащихся, уточнение целей и задач, проектирование достаточных ресурсов и т.д.
Факторы, повышающие качество реализации подобной программы: 1.Обучающие семинары с командой управленцев: заместителями директора по УВР, заместителями директора по научно-методической работе, методистами и председателями методических объединений, руководителями специальных служб: психологической, социальной. 2. Программа разрабатывается и реализуется в совместной деятельности педагогов– практиков и членов научно- педагогического сообщества