Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru galeeva-n.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа повышения профессиональной компететности учителя, реализующего требований ФГОС Микроисследования, лекции, обучающие семинары, организационно-деловые.
Advertisements

Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru yandex.ru.
В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЯ ФГОС.
Управление качеством в системе «учитель-ученик» в соответствии с требованиями ФГОС (организационный аспект) Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры.
Критериальное оценивание в образовательной системе «учитель – ученик» Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru.
Н.Л. Галеева, профессор каф. УОС МПГУ. «…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» Национальная.
…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком, и прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального.
Краткое описание ресурсов учителя, реализующего требования ФГОС.
«Учитель как субъект управления качеством образовательного процесса» Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, кандидат биологических наук,
Компетентность учителя как ресурс реализации портрета выпускника по ФГОС.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Лекция 1.
«Учитель как субъект управления качеством образовательного процесса» Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, кандидат биологических наук,
ВШК результатов ВШК процесса ВШК управления. Здоровье обучающихся Уровень здоровья учащихся Личностные образовательные результаты Уровень социализированности.
ВШК в условиях введения ФГОС и НСОТ. Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук,
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Лекция 2.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
ВШК в условиях введения ФГОС и НСОТ. Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук,
Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, доцент, канд. биол. наук, Почетный работник среднего общего образования,
О развитии психолого-дидактической компетентности педагога в условиях модернизации образования Н.В.Володько, д.пс.н., доцент зав.кафедрой психологии и.
Компетентность заместителя директора школы по УВР в соответствии с требованиями ФГОС и НСОТ.
Транксрипт:

Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru galeeva-n.ru

Программа повышения профессиональной компететности учителя, реализующего требований ФГОС Микроисследования, лекции, обучающие семинары, организационно-деловые игры - ОДИ

Когнитивная составляющая Позиционно- ценностная Операционально- технологическая знаю умею, могу хочу Модель компетентности

Организационные формы должны соответствовать структуре модели компететности если в компетентности учителей выявляется недостаток когнитивной, знаниевой составляющей (например, при знакомстве с нормативно-правовыми документами), необходимо организовать лекции и обучающие семинары, приглашая в школу специалистов,

если у учителей есть сложности в практической реализации технологий, методик, необходимо организовать ОДИ (организационно-деловые игры), практические занятия в формате кейс-стади, тренинги (для повышения коммуникативной компететности) и т.п. Организационные формы должны соответствовать структуре модели компететности

если же в коллективе необходимо провести коррекцию системы профессиональных ценностей, то здесь важнейшую роль играет единая позиция всей управленческой команды, а также система поощрений – моральных и материальных, определяющая для учителей направления их профессионального самосовершенствования. Организационные формы должны соответствовать структуре модели компететности

Этап 1 Осваиваемые знания, умения 1.Структура и содержание Стандарта 2.Осмысление раздела «Общие положения»: Организационные формы Лекции Обучающие семинары Концептуальные основы: компетентностный и системно- деятельностный подходы Принцип критериального оценивания «Портрет выпускника основной школы» - становление личностных характеристик выпускника

« … Все эти три качества обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда; у кого ум не привык мыслить, тот груб или тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной». Николай Гаврилович Чернышевский

Образовательные результаты по ФГОС Предметные (знания) Метапред- метные (УУД) Личностные (отношение, позиция) «…обширные знания» «…привычка мыслить» «…благородство чувств»

КОМПЕТЕНЦИЯ КОМПЕНТНОСТЬ

Содержание предмета, которое поддерживает данные результаты Формы и виды учебной деятельности ученика Стиль и способы педагогической коммуникации Методики и технологии обучения Материально- техническое оснащение Компетентность учителя

Компетентность учителя определяется умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, умением учителя переводить внешние ресурсы во внутренние ресурсы ученика, и управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика и управлять внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика

Базовый, репродуктив- ный уровень реализации компетенций (низкий уровень реализации управленчески х функций – «скажите мне как, что и зачем и я сделаю») Продуктивный уровень (достаточный уровень реализации управленческих функций «я знаю много способов, скажите мне критерии выбора») Высокий уровень реализации управленческих функций «я знаю, зачем, могу корректировать цели … от условий, выбрать наиболее эффективные способы обучения, при дефиците ресурсов – создаю собственные, могу управлять в ситуации неопределенности») Ситуативноеуправление Ситуативное и тактическое управление Стратегическое,опережающее управление

К диагностическим материалам должны прилагаться показатели и уровневые дескрипторы для оценивания качества выполненной работы, по которым проектируется дальнейшая работа ученика

ДЕСКРИПТОР (лат. descriptor - описывающий) - лексическая единица (слово, словосочетание) информационно-поискового языка, выражающая основное смысловое содержание какого- либо текста. Используется при информационном поиске документов. (Большой Энциклопедический словарь) «Система дескрипторов - критерии экспертной оценки» Витольд ЯСВИН, доктор психологических наук, профессор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

Критерий : планирование и достижение цели 0 - цель не сформулирована; 1 – цель сформулирована, но не обозначены пути ее достижения; 2 – цель определена и ясно описана, представлена схема ее достижения; 3 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения; 4 – цель определена, ясно описана, представлен четкий план ее достижения, работа выполнена точно и последовательно. Оценка проекта

В критериальном оценивании В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей - ученик становится настоящим субъектом своего обучения - снижается школьная тревожность ученика -учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора.

«Портрет выпускника основной школы»

Становление личностных характеристик выпускника

Этап 2 Осваиваемые знания, умения Организационные формы Лекции Обучающие семинары Занятия в режиме кейс-стади Осмысление ФГОС второго поколения / раздел «Требования к результатам…» 1.Три группы результатов. Содержание результатов: Личностных Метапредметных Предметных 2. Педагогические технологии, обеспечивающие формирование УУД и личностных результатов

Учебная информаци я воспринимаемпередаем преобразуем сворачиваем разворачиваем Универсальные учебные действия (УУД) ? ? ? ? организуем

В.П.Беспалько выражает процесс обучения формулой: ДП = М + Аф + Ау, где ДП - дидактический процесс; М М - мотивация учащихся к учению; Аф Аф – алгоритм учебно-познавательной деятельности ученика; Ау Ау - алгоритм управления, деятельность преподавателя по управлению учением. ДП = Ау (М + Аф) Задание 1. Измените формулу так, чтобы мотивация ученика попала в пространство управления учением

Задание 2. Добавьте к формуле еще одну переменную - Вс Вс, обозначающий воспитательную деятельность семьи ДП = Ау [ (М + Аф) Вс] Задание 3. А если добавить еще одну переменную - ФГОС, ФГОС, обозначающий требования государственных стандартов ? ДП = Ау { [ (М + Аф) Ас] + ФГОС}

Этап 3 Определение актуального уровня развития УУД, личностных результатов учащихся Микроисследования:

Ср.знач. по показателям Среднее значение по критериям ПРЕДМ МЕТОДО ЛОГИЧ Пр.-метод , ,4 Пр.-метод. От контингента ,7 Пр.-метод ПСИХОЛ ПЕДАГ Пс.-пед.задания ,90,9 инд программы Пс.-пед. инд программы ,8 Пс.-пед ,1 ВАЛЕОЛ Валеол ,61,2 сан-гиг Валеол. сан-гиг ,5 Валеол ,5 КОММУ НИК стиль Ком.комп. стиль ,91,3 Ком.комп ,3 Ком.комп ,2 УПРАВЛ ЕНЧЕС- КАЯ Управл. Мот-цел ,60,9 планов Управл. планов ,9 обучает Управл. обучает ,5 коррек Управл. коррек ,9 Управл ,5 Результаты ,2 30%38%47,5%57%50%62%67,5%75% 1,1 1,1

Этап 4 Осваиваемые знания, умения Организационные формы Обучающие семинары, ОДИ (организационно-деловые игры) Метапредметный подход и организационные формы его реализации Способность учителя оценивать дидактический потенциал разных форм, видов и приемов учебной деятельности Способность учителя целенаправленно проектировать задания, развивающие/диагностирующие заявленные УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные 1. Осмысление ФГОС второго поколения / разделы «Требования к результатам…» «Требования к условиям…»

Этап 5 Осваиваемые знания, умения Организационные формы ОДИ, коллективные тренинги в формате кейс-стади, открытые уроки Реализация принципов критериального оценивания в практике учителя 1. Осмысление ФГОС второго поколения / разделы «Требования к результатам…» «Требования к условиям…»

Структура и содержание тематических к/р должны соответствовать требованиям ФГОС: проверять не только предметные, но и метапредметные результаты ученика мотивировать учащихся и на овладение предметным знанием, и на овладение УУД помогать устанавливать цели саморазвития при анализе к/р Готовность к реализации ФГОС

Категории, подлежащие оцениванию: Знание и понимание Мышление (использование приемов критического и креативного мышления, планирование, обобщение, сбор и организация информации, интерпретация, анализ, синтез) Коммуникация (передача знаний через разные формы текста) Применение (использование знаний и умений для установления внутренних и внешних связей) Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД и примене- ние Коммуникативные УУД Познавательные УУД Знания, понимание

Организация диагностики учебно-познавательных достижений должна отражать структуру системы результатов: валидно проверить уровень УУД можно только при условии достижения определенного уровня знаний предметного содержания По данным анализа таких к/р «в формате ФГОС» учитель ведет мониторинг успешности учащихся по своему предмету По данным мониторинга учитель осуществляет коррекцию и регуляцию собственной деятельности – коррекция целей, задач, организации и/или содержания процесса обучения

тем Название темы Знание /пони- мание ПОЗНАВА ТЕЛЬНЫ Е УУД КОММУН ИКАТИВН ЫЕ УУД РЕГУЛЯТ ИВНЫЕ УУД 1.ТЕМА ТЕМА ТЕМА ТЕМА Страница Дневника индивидуального прогресса учащегося

Этап 6 Осваиваемые знания, умения Организационные формы Обучающие семинары, ОДИ, коллективные тренинги в формате кейс-стади, открытые уроки Осмысление ФГОС второго поколения / разделы «Требования к результатам…» «Требования к структуре программ…» Ресурсы учителя, реализующие требования ФГОС к образовательным результатам: Образовательные технологии деятельностного типа Информационно-методическое сопровождение образовательного процесса: технологические карты тем, информационные карты уроков, картотеки заданий, и т.д.

Этап 7 Осваиваемые знания, умения Организационные формы Работа в индивидуальном режиме, в группах, обобщение и утверждение в методических объединениях Знакомство с программами, УМК, рекомендованными к использованию в образовательном процессе. Сопоставление учителями рекомендованных программ с освоенными требованиями ФГОС и собственными реальными ресурсами Выбор оптимального варианта программы, УМК

Модификация выбранного варианта программы в соответствии с особенностями контингента учащихся, уточнение целей и задач, проектирование достаточных ресурсов и т.д.

Факторы, повышающие качество реализации подобной программы: 1.Обучающие семинары с командой управленцев: заместителями директора по УВР, заместителями директора по научно-методической работе, методистами и председателями методических объединений, руководителями специальных служб: психологической, социальной. 2. Программа разрабатывается и реализуется в совместной деятельности педагогов– практиков и членов научно- педагогического сообщества