Буквы О – А в корне –ЛАГ- - - ЛОЖ- Урок русского языка в условиях реализации ФГОС
Повторим. Повторим. Какой раздел науки Какой раздел науки о языке мы изучаем? о языке мы изучаем? Продолжите Продолжите Морфема – это … Корень слова – это … Орфограмма – это …
Для чего мы должны изучать орфограммы? Какие вы знаете орфограммы в корне слова?
Безударные гласные в корне проверяемые чередующиеся непроверяемые
Разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы. Л…сник, осм…треть, р…стение, р...сточек, н…бесный, г…мнаст, прил…жить, изл…гать, выр…щенный, м…ршрут, м…рковь.
Проверим лесник растение гимнаст осмотреть росточек маршрут небесный выращенный морковь приложить излагать
Какова же наша учебная задача? Какую цель мы преследуем на уроке?
Как мы можем узнать правило написания корня с чередованием -ЛАГ- - -ЛОЖ-? Открытие нового знания
Самостоятельно выявите определённые закономерности * Запишите словосочетания, * выделите корень, * сравните слова и выведите явно видимую закономерность в правописании.
Напишешь изложение, предлагаем маршрут, разбор прилагательного, приложить усилия, сложить части, возлагать надежды.
От чего же зависит правописание букв О-А в корнях –ЛАГ- - -ЛОЖ-? Сформулируйте правило написания чередующихся гласных.
Закрепление Составим алгоритм выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»; можно выделить суффикс: если за корнем есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А».
Работа с учебником Страница 177. Прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом.
Устная работа по алгоритму Пол..жить в портфель Предл..гают путёвку Возл..жить венок Пол..гаюсь на друга Составьте предложения с этими словосочетаниями.
Работа в парах Сложное предл..жение, предл..гать командиру, сл..жить парашют, прол..жить дорожку, распол..жить по алфавиту, сл..гаемые успеха, сл..жение и вычитание
Проверим Сложное предложение, предлагать командиру, сложить парашют, проложить дорожку, расположить по алфавиту, слагаемые успеха, сложение и вычитание
Работа с учебником Составьте предложения с данными словосочетаниями. Упр. 436.
Запомните! Корень -лаг---лож- без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить, ложу и т.д. Исключение составляет слово ложиться
Неправильно говорить: «Ложу книгу на стол» Правильно говорить: «Кладу книгу на стол» «Положу книгу на стол»
Раскройте смысл пословиц. Объясните орфограммы. Не сиди сл..жа руки - так не будет скуки. Если сл..жить все ошибки умного, получится гора. Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.
Подготовка к ЕГЭ В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением? 1. Ж..натый, сл..жить, св..бодный 2. Сл..гаемое, м..лчаливый, ч..совой 3. Гл..внейший, нак..рмить, в..сёлый 4. Изл..жение, пол..жение, зв..зда
Объясните орфограммы. Начертите схемы предложений Мы верно предпол…гали, что в поход пойдут все ребята. В рюкзаки сл…жили продукты, мячи, бутылки с водой. На поляне Дима предл…жил организовать футбольный матч. Когда победный гол завершил игру, девчонки разл…жили на скатерти съестное и пригласили всех на обед.
Проверим [- …=],что (… =…- ). [… =,, ]. [… - = … ]. (Когда - =),[- и … ]. -- ==
Домашнее задание Параграф 84, стр.177. Выучить правило. На выбор написать небольшой рассказ на тему «Празднование Дня Победы», используя слова с корнем –лаг- - -лож- или составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях) или упр. 434
Подведём итог урока Оцените свою деятельность и деятельность одноклассников, используя слова с корнями –ЛАГ- - -ЛОЖ ( излагали, предполагали, выложились, проложили и т.д.).
Спасибо за работу!