Современные представления о качестве дошкольного образования О.Б. Устюгова, эксперт АНО ИПОП «Эврика»
Значимые причины выбора дошкольного образовательного учреждения (именно поэтому)
3
Родители, не посещаю щих Родители младших школьник ов Воспитат елиПедагоги Руководи тели ДОУ Представ ители УО 1Есть кому находиться с ребенком дома34,9%49,4%37,5%51,3%33,7%42,5% 2 Детский сад, который устраивает по качеству, находится далеко от дома30,5%17,3%10,6%19,3%12,4%15,9% 3 В детский сад очередь, не можем получить путевку24,4%15,1%54,6%54,0%52,6%63,4% 4Не позволяет здоровье ребенка23,4%18,1%54,0%41,0%46,7%44,2% 5В детском саду дети болеют чаще17,6%22,8%10,1%32,6%9,7%7,1% 6 Большое количество детей в группе11,7%9,9%11,6%19,8%8,7%4,4% 7Не вижу смысла водить ребенка в д/с9,1%12,9%8,3%19,0%6,2%7,1% 8Таковы традиции в нашей семье, народе6,7%5,8%20,3%27,3%20,6%22,1% 9В нашем населенном пункте не стало д/сада6,4%20,5%44,6%52,6%40,7%47,8% 10Высокая родительская плата5,5%7,0%8,6%27,9%11,9%14,2% 11Невнимательность к детям5,4%8,8%3,4%27,6%10,4%7,1% 12Недостаточная подготовка к школе5,3%7,0%2,7%13,5%8,0% 13 Не удовлетворяет качество услуг4,8%9,4%4,3%27,1%7,7%7,1% 14Нет дополнительных услуг, необходимых ребенку4,7%5,8%3,3%13,5%5,7%4,4% 15Плохое питание и бытовые условия3,9%3,5%3,0%26,3%7,2%6,2% 16Низкая квалификация педагогов2,9%4,1%1,4%16,4%5,5%2,7% 17Неудобен режим работы ДОУ2,3%7,0%3,0%16,9%6,7%7,1% 18Конфликт с воспитателем, руководством1,1%4,1%2,3%20,8%5,0%4,4% 4
Идеальный детский сад Родители НЕ посещающих Родители посещающих Родители младших школьников Высокая квалификация педагогов 14,8%17,0%16,8% Хорошая материально-финансовая база 13,1%13,2%12,0% Присмотр и уход за детьми, безопасность 13,2%12,9% Хорошее питание 9,5%10,7%10,1% Занятия по укреплению здоровья 10,6%9,3%10,0% Любовь к детям 7,8%8,6%8,0% Чистота и уют 5,2%5,5%6,4% Специальная подготовка к школе 5,2%5,3% Развитие у детей способностей 5,0%4,9%5,7% Занятия со специалистами (логопедом, психологом ) 3,6%4,1%3,1% Небольшое количество детей в группе 3,6%3,2%3,4% Невысокая родительская плата 2,9%1,4%1,8% Предоставление дополнительных услуг по выбору родителей 1,7%1,2% Налаженные контакты со школой 0,8%0,7%1,1% Хороший контингент детей 1,0%0,6%0,8% Творческие связи с учреждениями культуры, дополнительно- го образования 0,8%0,6%1,0% Гибкий график работы 1,1%0,6%0,5% Другое 0,0%
Удовлетворенность родителей качеством услуг ДОУ
Пересмотр основных задач дошкольного образования – международный контекст За рубежом (Европа, США) Движение от «дополнительного» к «основному» статусу дошкольного образования Россия В условиях развитой инфраструктуры и традиций «системности» - движение от авторитарной к модели развивающего дошкольного образования
Поиск «места» дошкольного образования во всей системе образования (отношения со школой в связи с показателями развития) Какой «готовности» школа вправе требовать от ребенка? Каковы задачи дошкольного возраста? Каковы особенности обучения в дошкольном возрасте? Каково содержание (результаты) образования в дошкольном возрасте?
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе (2012 год)
Зачем? Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить динамику образовательных достижений учащихся начальной школы, а, следовательно, оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества начального образования.
Инструментарий включает: 1. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся. 2. Раздаточный материал для выполнения работ (бланки). 3. Анкета для учителя начальной школы (в электронном виде). 4. Анкета для родителей. 5. Карта первоклассника. 6. Форма для списка учащихся. 7. Электронная форма для ввода и первичной обработки данных.
Школьная зрелость – это сложное интегративное понятие, в котором могут быть выделены следующие составляющие: 1. Психофизиологическая и интеллектуальная зрелость - это способность концентрировать внимание, улавливать основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также достаточный уровень развития зрительно- моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является также развитая речь ребенка.
2. Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. 3. Социальная зрелость - это потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.
Основные группы показателей оценки готовности к обучению в начальной школ 1 группа относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.
Основные группы показателей оценки готовности к обучению в начальной школ 2 группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость.
Основные группы показателей оценки готовности к обучению в начальной школ Дополнительные показатели характеризуют адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка, цена адаптации
РИА «Новости» Дошколенок – счастливый ребенок html
Цели образования в дошкольном возрасте – развитие ребенка в условиях эмоционального благополучия
Оценка качества дошкольного образования Оценка реальных целей, которые ставит ООП Оценка условий, в которых эти цели достигаются Образовательный результат задается как ориентир развития Дети не являются объектом формализованной проверки
Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста В процессе этого взаимодействия у ребенка – происходит развитие способов (средств) действия – развивается познавательная мотивация и увлеченность – развиваются и транслируются культурные нормы – в том числе нормы взаимодействия с другими людьми Педагог подбирает средства развития (методы, формы, материал), тем самым возникают (не возникают) индивидуальные образовательные траектории необходимо оценивать тип взаимодействия взрослых с детьми как основное условие развития в дошкольном возрасте
Спасибо за внимание!