Информационна открытость государственных органов. Доступ к бюджетной информации Шолпан Айтенова г.Астана, 27 февраля 2013 г.
Содержание Международные требования к обеспечению открытости бюджета Измерение открытости бюджета Примеры лучшей мировой практики обеспечения открытости бюджета Инструменты обеспечения прозрачности бюджета
В состав основных международных документов в сфере прозрачности (открытости) бюджета входят: 1. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ. 2. Руководство по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ. 3. Оптимальная практика по обеспечению прозрачности бюджета ОЭСР.
Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ (пересмотренный 28 февраля 2001 г.) содержит четыре основных принципа по обеспечению прозрачности: 1) четкость роли функций органов власти; 2) информирование общественности; 3) открытость подготовки, исполнения бюджета и бюджетной отчетности; 4) гарантии достоверности
полное, своевременное и систематическое раскрытие налогово-бюджетной информации Оптимальная практика по обеспечению прозрачности бюджета ОЭСР определяет прозрачность бюджета как «полное, своевременное и систематическое раскрытие налогово-бюджетной информации».
Международные инструменты измерения прозрачности Индекс открытости бюджета Казахстан ИОБ ИОБ ИОБ
Рейтинг странг OBI
Показатели эффективности государственного управления по ВБ 1. Учет мнения населения и подотчетность государственных органов 2. Политическая стабильность и отсутствие насилия 3. Эффективность работы правительства 4. Качество нормативно-правового регулирования 5. Верховенство закона 6. Борьба с коррупцией
10 Обеспечение прозрачности бюджета в мировой практике « Хартия бюджетной честности» (Charter of Budget Honesty Act) Программа Операция «Солнечный свет» («Operation Sunlight»), которая определяет требования для повышения прозрачности бюджетов Публикация информации о бюджете (бюджетные документы, экономические и финансовые прогнозы, ведомственные бюджетные заявки и т.д.) на сайте Франция Австралия Органический закон о финансовом законодательстве (закон LOLF) Информационная система Chorus для исполнения бюджета и разработки соответствующих отчетов для публикации Публикация новых бюджетных положений в информационной системе Farandole Канада Федеральный закон об ответственности (Federal Accountability Act) Публикация данных, в частности бюджета, отчета об исполнении бюджета, аудиторских отчетов по результатам внутреннего контроля (аудита), на веб-сайте Министерства финансов (
Принцип «транспарентности» обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства (Бюджетный Кодекс Республики Казахстан)
Цели электронного правительства Формирование механизмов взаимодействия функционирования правительства и местных органов власти Предоставление услуг гражданам и организациям посредством ИТ Упрощение для граждан доступа к информации, Повышение прозрачности и контроля власти со стороны общества, Привлечение широких слоев граждан к управлению
Инструменты обеспечения бюджетной информации Гражданский бюджет
+ и – информационной открытости Акаунты государственных органов в социальных сетях Государственные органы реагируют на жалобы и обращения Есть блоги министров и Акимов Создание Центральной службы коммуникации Публикация законопроектов на сайте Минюста Публичное обсуждение некоторых законопроектов Формальность информ открытости сайтов государственных органов с точки зрения актуальной и полезной информации Блоги министров и акимов – имитация информационной открытости Информационная открытость носит характер добровольной инициативы отдельных госорганов Нет доверия общества к выдаваемой информации
Проблемы Госдураственные органы не публикуют информацию, которая не регламентирована Слабая практика общественного обсуждения проектов решения исполнительных органов Не публикуется и не обсуждается проект бюджета Существует Постановление Правительства РК от «Об утверждении перечня электронных информационных ресурсов о гос.органах, размещаемых на веб-сайтах гос.органов», который носит общий характер