Тема: «Феномен насилия над детьми в образовательной практике» Автор: Элибекова Рузанна Хачатуровна Место работы: Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом 3 г. Шахты Должность: заместитель директора по учебно- воспитательной работе
Ребенок рождается с потребностью быть любимым, и в этом смысле всю жизнь остается ребенком
Чужих детей не бывает.
Дети питаются молоком и похвалами
Подарите нам заботу….
Ребенок- это маленький гений
Но в безжалостных и жестоких руках жизнь ребенка превращается в ад!!!!
Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый.
Жестокое обращение с ребенком –проблема, не знающая границ…..
Из истории Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.
Научными исследованиями установлено, что: насилие в той или иной форме совершается с каждым четвертым ребенком; ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются взрослыми и детьми; для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство; более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.
С 2008 года от жестокого обращения с детьми погибло более 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций); около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.
С 2008 г. зарегистрировано свыше 2557 преступлений (в 1998 г , в 1999 г ), предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних). В 80% случаев дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создает реальную угрозу их жизни и здоровью.
Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.
Феномен насилия в образовании Насилие в учебных заведениях является той проблемой, которая привлекает внимание общественности во многих странах. Насилие в образование- это насилие, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или педагогами по отношению к детям.
Жертвы насилия- это дети, имеющие: Физические недостатки; Особенности поведения; Особенности внешности; Страх перед образовательным учреждением; Отсутствие опыта жизни в коллективе; Болезни. Роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. Решение своих проблем дети- жертвы насилия часто находят в криминальной асоциальной среде, что нередко сопряжено с формированием пристрастия к алкоголю, наркотикам. Девочки зачастую начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация.
Факторы насилия: Общий психоэмоциональный фон учреждения; «Политическая» система учреждения образования; Особенности отношения педагогов к детям; Система взаимоотношений внутри школьного коллектива; Наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли « жертвы» и « хозяина» Традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.
Причины насилия в образовании: Особенности личности педагога (ригидность, тревожность, доминирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражительность) Нелюбовь( негативное отношение ) к детям и своей работе; Неудовлетворенность своим социальным положением; Низкий уровень социальных навыков; Проблемы со здоровьем; Незнание других способов работы с непослушными детьми; Решение трудных(конфликтных) ситуаций.
Виды насилия ( наиболее часто проявляющиеся): - психологическое; - физическое.
К психологическому насилию относится: угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие : не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр.
Физическое насилие: Характер повреждений: синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка. Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность; безразличие к окружающему миру; отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев
Возраст 6 месяцев – 1,5 года: боязнь родителей; боязнь физического контакта со взрослыми; постоянная беспричинная настороженность; плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки. Возраст 1,5 – 3 года: боязнь взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
Возраст 3 года – 6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); негативизм, агрессивность; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным;
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; одиночество, отсутствие друзей; боязнь идти домой после школы; Подростковый возраст: побеги из дома; суицидальные попытки; делинквентное поведение; употребления алкоголя, наркотиков.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; одиночество, отсутствие друзей; боязнь идти домой после школы; Подростковый возраст: побеги из дома; суицидальные попытки; делинквентное поведение; употребления алкоголя, наркотиков. ОСТАНОВИТЕСЬ, ЛЮДИ!!!!!!!!!!!!!!!!
Этот мир судить будут ДЕТИ!!
С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их.
Дети – главный подарок для мира, С ними чудесней земная картина. Всё понимают, берутся за всё Лучшее с ними людское житьё Частенько слабы, неумелы их руки, Но некогда думать ребятам о скуке. В движеньях, заботах их время проходит, Удача к усердным с годами приходит. В детские годы мечты расцветают, Взрослые часто об этом не знают. Надо детишкам права объяснить, Многому надо их обучить. Мир станет лучше на нашей планете, Если счастливыми будут все дети!