Семинар «Использование результатов международной и национальной оценки учебных достижений для разработки образовательной политики» 2– 5 февраля 2010 Москва, Россия Доводы в пользу проведения национальной оценки образовательных достижений в России И.А. Вальдман, Директор Центра международного сотрудничества по развитию образования
Вопросы для обсуждения Российская система оценки качества: вопросы, остающиеся без ответа Общий контекст О предпосылках и условиях введения национальной оценки
Российская система оценки качества: вопросы, остающиеся без ответа
Российская система оценки качества Как осваивает государственный образовательный стандарт /образовательную программу конкретный учащийся? Кто из учащихся может продолжать обучение на следующей ступени образования? Государственные экзамены ЕГЭ, ГИА-9, школьные экзамены Как учится ученик и как лучше его обучать? Каковы сильные стороны конкретного ученика и как их можно развить? В чём испытывает трудности конкретный ученик и как они могут быть преодолены? Формирующее оценивание Оценивание учителем
Российская система оценки качества Какие результаты планируется достичь? Какие результаты достигнуты в действительности? Насколько эффективно организовано руководство школой и управление ресурсами? Каковы сильные и слабые стороны работы школы? Что предстоит сделать для улучшения результатов? Самооценка школыСамоанализ Достигаются ли школой установленные стандарты обучения? Какое качество образования предоставляет школа? Каковы сильные и слабые стороны работы школы? Что предстоит сделать для улучшения результатов? Государственная инспекция Аккредитация
Российская система оценки качества Какой уровень учебных достижений в конкретных областях знаний показывают учащиеся страны в сравнении с учащимися других стран? Что школьные системы других стран «делают лучше»? Как изменяются результаты с течением времени? Межд. сравнительные исследования (TIMSS, PIRLS, PISA) Межд. сравнительные исследования (TIMSS, PIRLS, PISA) Насколько эффективно учащиеся овладевают знаниями и навыками в системе образования? Какие достижения демонстрируют представители различных групп учащихся? Какие факторы оказывают влияние на результаты обучения? Национальная оценка ?
Общий контекст
Общий контекст «+» Бюджетирование и управление, ориентированное на результат Построение общенациональной системы оценки качества образования Национальный проект «Образование» - поддержка создания региональных систем оценки качества образования Единый государственный экзамен - источник данных, которому доверяют Наличие организационного потенциала Федеральные и региональные мониторинги, сочетающие данные о результатах обучения школьников и контекстных факторах
Общий контекст «-» Отсутствие единой методологической базы организации системы оценки качества образования Система оценки качества образования сильно зависима от образовательного ведомства Отсутствие единой государственной программы (плана) по проведению исследований в области оценки качества образования Единый государственный экзамен – правила проведения постоянно «совершенствуются», экзамен сильно информационно перегружен
О предпосылках и условиях введения национальной оценки
Политическая воля Политическая воля (ПВ) - способность политиков брать на себя ответственность в нужный момент Мы можем говорить о наличии ПВ в момент начала работ и слабом её проявлении на уровне распространения результатов (особенно негативных). Наша политическая воля подвержена влиянию сильных лобби. Доступные технологии работы с политической волей неизвестны.
Потребители информации Имеется ли в стране достаточное число пользователей достоверной и объективной информации? Существует ли критическая масса специалистов, представителей общественности (и иных заинтересованных групп), чтобы начинать построение системы оценки качества, одним из элементов которой могла бы быть Национальная оценка?
Организационный и кадровый потенциал Организационный потенциал Федеральный институт педагогических измерений (разработка измерительных материалов) Федеральный центр тестирования (процедура проведения Единого гос. экзамена) Центра оценки качества Российской академии образования (проведение международных исследований ) Региональные центры оценки качества (проведение ЕГЭ и рег. мониторингов) Кадровый потенциал Система подготовки специалистов в области оценки качества образования
Координационный комитет Вопрос о согласовании и поддержки хода реализации проекта, нормативного оформления его результатов, поддержки со стороны образовательных лидеров и профессионального сообщества – задача для России первостепенная и трудно разрешимая в силу отсутствия механизмов согласования интересов различных субъектов образовательной политики
Проведение исследования Процедура проведения исследования в нашей стране должна быть максимально стандартизована. Причём обязательно участие внешнего наблюдателя. Без выполнения этих требований высока угроза фальсификации данных. Основной причиной тому является неистребимое желание учителя помочь своему питомцу.
Анализ результатов От качества анализа результатов напрямую зависят те решения, ради принятия которых проводилось исследование. Как правило, в реальной практике имеет место узконаправленный анализ – либо педагогический, либо социологический, либо управленческий. Очень редко даются рекомендации по итогам анализа.
Распространение результатов Важно понимать, какие результаты, кому и с какими рекомендациями будут предоставляться. Специфика российской ситуации - результаты исследований очень часто используются для применения санкций. Для различных целевых групп (управленцы, представители проф. сообщества, родители, СМИ и т.п.) следует готовить различные отчёты, причём не только по объёму и набору данных, но и по стилистике и языку текста.
Экономическая эффективность При принятии потенциально затратных решений нужно выяснять «цену вопроса» В России отсутствует опыт расчёта экономической эффективности крупных образовательных исследований.
Нужна ли национальная оценка России? Есть ли среди ключевых вопросов российской образовательной политики те, на которые даёт ответ национальная оценка? Готовы ли политики публично обсуждать достоинства и проблемы национальной системы образования? Заинтересованы ли в регионы в таком инструменте? ? Это зависит от ответа на следующие вопросы:
Спасибо за внимание!