Новикова В.В., заместитель директора по УВР ХСШ 75
Признаки критического мышления: Признаки критического мышления: Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
Ведущие целевые ориентации: Мотивация к учению. Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений. Формирование обобщений.
Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).
Технология развития критического мышления: Технология развития критического мышления: Формирует самостоятельное мышление. Вооружает методами и способами самостоятельной работы. Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе учитель-ученик. учитель-ученик. Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Некоторые правила технологии развития критического мышления:
1.Задавайтесь вопросами, интересуйтесь. Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию. Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.
2. Анализируйте идеи, предположения, тексты. Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.
Анализировать можно по нескольким направлениям: Пример 1. это я уже знаю, это я уже знаю, это я слышал, это я слышал, это не знаю. это не знаю. Пример 2. это я понимаю и объясню другому, это я понимаю, но объяснить не смогу, это я не понимаю.
3. Исследуйте факты, доказательства.
4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.
Качества человека, необходимые для продуктивного обмена мыслями терпимость; умение слушать других; ответственность за собственную точку зрения.
Структура урока, направленного на развитие критического мышления Этапы урока Этапы урока
І этап: АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ И ИНТЕЛЛЕКТА; ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ И ИНТЕЛЛЕКТА; ПОСТАНОВКА ВОПРОСА; ПОСТАНОВКА ВОПРОСА; ВЫДВИЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ВЫДВИЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ОБСУЖДЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА. ОБСУЖДЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА.
ІІ этап: осознание чтение текста; чтение текста; лекция; лекция; просмотр видео; просмотр видео; опыт учащихся; опыт учащихся; исследования учащихся. исследования учащихся.
ІІІ этап: РЕФЛЕКСИЯ ОБСУЖДЕНИЕ; ОБСУЖДЕНИЕ; СИСТЕМАТИЗАЦИЯ; СИСТЕМАТИЗАЦИЯ; ПЕРЕОЦЕНКА; ПЕРЕОЦЕНКА; ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ; ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ; НОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОВОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ; ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ; ОЗВУЧИВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ОЗВУЧИВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Практическая часть.
Тема: ОКРУЖНОСТЬ. Игра Верю-не верю Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы окружность, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.
Лист 1 Вопрос + верю, - не верю 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3. Верите ли вы, что впервые термин радиус встречается лишь в 16 веке? 4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает луч? 5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь? 6. Верите ли вы, что в русском языке слово круглый означает высшую степень чего-либо? 7. Верите ли вы, что выражение ходить по кругу когда-то означало прогресс? 8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает струна? 9. Верите ли вы, что определение касательной уже есть в первом учебнике геометрии - Начала Евклида?
ЛИСТ 2 Предлагается текст. Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин.. Кэрролл Л. Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает луч. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто прямая из центра, Ф. Виет писал что радиус - это элегантное слово. Общепринятым термин радиус становится лишь в конце XVII в. Впервые термин радиус встречается в Геометрии французского ученого Рамса, изданной в 1569 году. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность устроена одинаково, что позволяет ей как бы двигаться по себе. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь. В русском языке слово круглый тоже стало означать высокую степень чего-либо: круглый отличник, круглый сирота и даже круглый дурак. Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего погоняли по кругу. Фраза ходить по кругу обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение ходить по кругу очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю. Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать. Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности. Термин хорда (от греческого струна) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках. Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике Элементы геометрии французского математика Лежандра ( гг.). В Началах Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его По материалам книг: Г. Глейзер История математики в школе, С Акимова Занимательная математика Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова: Что? Кто? Где? Когда? Почему? Зачем?
ЛИСТ 3. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. рисунокОпределяемое понятиеИспользуемые ключевые понятия 1 Окружность Точки плоскости, одинаковое асстояние, точка - центр. 2радиусТочки окружности, центр окружности, отрезок. 3ХордаОтрезок, точки окружности. 4ДиаметрХорда окружности, центр окружности.
Итак… Что же такое критическое мышление? Самостоятельное мышление. Информация – отправной, а не конечный пункт критического мышления (знания создают мотивацию) Критическое мышление начинается с постановки вопросов и осознания проблем, которые нужно решить. Стремление к убедительной аргументации (учитывание контраргументов, признание иных точек зрения). Критическое мышление - мышление социальное. Любое мнение проверяется и оттачивается, когда им делятся с другими.
Спасибо за внимание. Приглашаем к сотрудничеству