ОГБОУ « Шегарская коррекционная школа - интернат VIII вида »
Проблемы учащихся школы VIII вида : бедный словарный запас ; неумение согласовывать слова в предложении ; дефекты звукопроизношения ; нарушение просодической стороны речи ( дыхание, голос, темп, ритм ); нарушение ВПФ ( восприятие, память, мышление, внимание ).
Мнемотехника ( или мнемоника ) от греч. mnemo – память, mnemonikon искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Из истории мнемотехники Мнемотехника насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин « мнемоника » введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Известная нам мнемотехника : Цвета радуги Каждый охотник желает знать, где сидит фазан - для запоминания цветов радуги : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Русский язык Уж замуж невтерпёж мнемофраза для запоминания наречий без ь Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул : « Цыц » мнемофраза для запоминания слов с ы после ц. Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть исключения второго склонения. Падежи русского языка « Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку » - для запоминания падежей ( именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный ). География Милая Хоккайдо ! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кусю для запоминания четырех основных островов Японии. Геометрия Биссектриса это крыса ( бегает по углам и делит их пополам ).
ЦветФормаРазмер Вкус Где растет ? Употребление в пищу
Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление ; зрительную и слуховую память ; зрительное и слуховое внимание ; воображение ; связную речь ; ускоряет процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
« Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету ». К. Д. Ушинский - основоположник научной педагогики :