Французское садовое искусство
Цель: - раскрыть понятие «французский сад» на примере великих творений садового архитектора Андре Ленотра.
Задачи: - показать основные этапы развития садового искусства; - познакомить с принципами и основными приемами французского сада; - дать краткий обзор знаменитых садов и парков Франции.
Актуальность: - возрастает социальная роль парков и садов, компенсирующих и предотвращающих последствия разрушительной деятельности человека. - интерес к декоративному обустройству своих участков, строительству малых архитектурных форм.
Этап развития садового искусства: Античный период (VIII в. до н. э. V н. э.) - древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища. Готический стиль (XII-XVв.в.) - сады становятся естественным компонентом поместий. Но саду отводится пассивная роль. Эпоха Возрождения (XIV – XVI в.в) - в этот период строятся замки с обширными парковыми и садовыми зонами. Возникает тесная связь между садом и основным строением. Стиль барокко (конец XVI-середина XVIII в.в.) - в это время началось слияние сада с прилегающим ландшафтом. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством, даже роскошью сада. Классицизм (конец XVII– начало XIX в.в.) - Эпоха классицизма в садовом искусстве отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Формируется новое понимание взаимосвязи человека с природой вообще. ХХ век - дом и сад стали равноправными партнерами. Сад не только обрел абсолютную свободу, но даже выполнял функцию главного выразителя той или иной идеи, он стал объектом для художественного дизайна.
Основные приемы французского сада
- строгая, геометрически правильная планировка; - строгая симметрия; - использование законов перспективы; - безукоснительное подчинение «растительной жизни» воле и замысла художника.
Во французском саду царит роскошь. Ему присущи прямые широкие аллеи, строгие боскеты, стриженные деревья и кустарники, ковровые цветники, врезанные в партерные газоны строгой геометрической формы, бассейны с фонтанами, каскадами, обилие скульптур.
Французский сад подразумевает обширные партерные пространства, подчеркивающие главенство и архитектуру дома, построение главной композиционной оси с раскрытием далекой перспективы.
Одним из приемов был садовый лабиринт. Лабиринт обычно вписывали в квадрат или шестиугольник, его дорожки выкладывались каменными плитками, а кусты, из которых формировались зеленые стены, регулярно подстригались. Лабиринт символизировал паломничество, долгий и извилистый путь к Богу.
Французское садовое искусство – порождение всей художественной и интеллектуальной культуры Франции XVII в., отдававшей приоритет разуму, а воображение и чувство оставлявшей на втором плане.
Андре Ленотр (1613 – 1700)
Андре Ленотр привнес новые принципы во французское садоводство: - соединение сада с ландшафтом; - использование перспектив; - устройство партеров из травы и воды
Парк Во-ле-Виконт Первое крупное творение Андре Ленотра, созданное им в регулярном стиле в 1656 – 1661 гг. в содружестве с архитекторами Луи Лево и Шарлем Лебреном. Ленотр следовал итальянским образцам, но ориентировался на просторные ландшафты Франции. Во-ле-Виконт
Мастерски используя законы перспективы, Ленотр добился эффекта оптического уменьшения расстояний за счет увеличения промежутков между поперечными дорожками.
Сады, созданные Ленотром, образовали вокруг Парижа «драгоценную корону», но не один из них не похож на другой, и ни один не повторяет Версаль – вершину творчества мастера.
Версаль( ), Город с зелеными стенами, продолжение дворца под открытым небом.
Новым было единство пространственного замысла, связавшего одной магистралью дворец и парк, так что ему подчинялись все другие элементы.
Парк Шарлоттенбург в Германии. Парк в Гринвиче. Парк в Шенебрунне в Вене. Парк Сан-Суси под Потсдамом.
Французские сады и парки, великие творения великого мастера Андре Ленотра, являются ярчайшим примером и образцом для подражания и восхищения всех современных садовых архитекторов.
Сад - самое чистое из всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека, без него здания и дворцы – всего лишь грубые творения его рук. Френсис Бэкон.