Абиотические факторы. Автор: учитель экологии, информатики О.Ю. Трифонова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В процессе исторического развития живые организмы освоили четыре среды обитания. Первая – вода. В воде жизнь зародилась и развивалась многие миллионы.
Advertisements

Тема урока: Среда обитания растений. Роль света в жизни растений Высота солнца над горизонтом и отношение растений к свету.
Основные экологические факторы и их влияние на растения.
Значение воды в жизнедеятельности растений Автор: Ерохнович Ростислав Школа 42 класс 6 Г Учитель: Козлова В. М.
Лекция 1 тема: Введение в дисциплину. Характеристика водной среды как основной среды жизни. Экологические группы водных растений.
Разнообразие живых организмов на Земле Автор : Г. Ваулина.
Вода является необходимым условием существования всех живых организмов на Земле, является основной средой в клетке, где осуществляются процессы метаболизма.
Засушливые природные зоны умеренного и жаркого поясов Земля – наш общий дом 2-»б» класс.
Значение воды в жизнедеятельности растений Автор: Ерохнович Ростислав Школа 42 класс 6 Г Учитель: Козлова В. М. 900igr.net.
Презентация к уроку по экологии (6 класс) по теме: "Экологические группы растений по отношению к воде".6 класс
Среды жизни и местообитания животных. Цель урока: Сформировать знания о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы; Расширить знания.
Что такое природа? К какой природе относится рыба? Снежинка? Солнце? Человек? Ель?
Жаркий пояс: засушливые зоны. Пустыня жаркого пояса В жарком поясе лето похоже на зиму. Почти прямые лучи солнца сильно нагревают земную поверхность в.
Урок экологии 7 в 10 классе Тема: «Пути воздействия организмов на среду обитания»
Экологические группы растений по отношению к воде Выполнил: учитель биологии Зыкова Я.В МБОУ СОШ 82. г. Кемерово.
Значение воды в жизни растений Подготовила учитель биологии Бажан Ольга Анатольевна.
Познакомиться с наземно- воздушной средой обитания организмов. Выяснить особенности приспособленности организмов к наземно-воздушной среде обитания.
Экосистема озёр. Источником энергии для озера служит солнечный свет. При прохождении света через воду некоторая его часть поглощается планктоном и используется.
Среда жизни наземно-воздушная почвенная водная живой организм.
Природные зоны Земли. Подготовили ученицы 7 А класса Кулешова Екатерина и Фирсова Дарья.
Транксрипт:

Абиотические факторы

Автор: учитель экологии, информатики О.Ю. Трифонова

Абиотические факторы это факторы неживой природы: Воздух Воздух Воздух Вода Вода Вода Свет Свет Свет Температура Температура Температура выход

Температура. Основной источник тепла на Земле – солнечные лучи. Когда мы говорим «тепло» или «холодно» мы имеем ввиду температуру. Она важна для всех. Поглощая тепло, тела нагреваются, а отдавая его, согревают воздух. Температура воздуха меняется в течение как суток, так и года. Живые организмы приспособлены к различной температуре. Их можно разделить на две группы: Животные и растения по отношению к температуре ТеплолюбивыеХолодостойкие

Теплолюбивые – живут в местах где температура среды высокая

Холодостойкие – растения и животные живут в местах, где температура среды большую часть года низкая.

Как организмы приспособились к жаре?

На юго-западе Америки крошечный сычик-эльф гнездиться в кактусе сагуаро или в пустынных деревьях в течение дня, летая охотиться за насекомыми и их личинками под покровом темноты.

В наших условиях в сильную жару можно спрятаться в тень или в воду. Можно и другими способами избавиться от части тепла: развалиться пошире или просто вспотеть.

Как организмы приспособились к холоду?

Скопление в группы для тепла У овцебыка шуба с двойным слоем. Внешний слой длинный, его грубые волоски являются изоляцией против снега и дождя; внутренний слой подшерсток, очень густой, надежно сохраняющий тепло тела. Их широкие копыта не дают ноге провалиться в снег и помогают откапывать пищу.

Норы леммингов Самые типичные из множества маленьких млекопитающих в арктической тундре, лемминги, роют нору под снегом, чтобы соорудить гнездо, покрытое сухой растительностью, и строят сеть взаимосвя­занных туннелей. Здесь они делают запасы пищи на зиму и пережидают наиболее холодные месяцы.

Все животные приспособлены к переживанию неблагоприятных воздействий температуры. У кого есть теплый дом: нора или гнездо – тот не пропадет. Других защитит шуба или толстый слой жира. Каждый греется, как умеет: в клубок свернется, наестся, побегает, подрожит или перья дыбом поднимет.

Свет. Основным источником света на Земле служат солнечные лучи. Наибольшее значение свет имеет для жизни растений. Без него они не могут создавать органические вещества, которые необходимы им для роста и развития.

Растения поворачиваются вслед за Солнцем

Растения по отношению к свету Светолюбивые (гелиофиты) Теневыносливые (сциофиты)

Гелиофиты (светолюбивые)

Сциофиты (теневыносливые)

Животные по отношению к свету ДневныеНочные

Дневные животные

Ночные животные.

Многие животные могут существовать совсем без света. Это подземные жители, пещерные, глубоководные.

Вода. Вода нужна всем живым организмам для жизни. Вода есть в любом живом организме. В телах животных вода составляет обычно половину массы тела. Вода является домом для множества растений и животных обитающих в прудах, реках. Многие из них живут в условиях как обилия влаги, так и её недостатка. Во влажных тропических лесах растения используют не только почвенную влагу, но и влагу воздуха. В пустынях большую часть года растения и животные живут в условиях сухости почвы и воздуха. У растений влажных и теплых местообитаний развились приспособления к избавлению от избытка воды, а у растений сухих местообитаний- к её добыванию, экономному расходованию и запасанию.

Растения по отношению к влажности Гидрофиты (водные) Гигрофиты (любят воду) Мезофиты (переносят временную засуху) Ксерофиты (привыкли к засухе)

Гидрофиты – водные растения Растения в водоеме развиваются неравномерно. Больше всего их встречается у берега. Здесь вода более теплая, больше света и кислорода. По берегам и краям водоемов растут камыш, тростник, рогоз. Много в этих местах растений-амфибий. Их называют так потому, что половина растений находиться в воде, а другая - над ее поверхностью. К таким растениям относиться стрелолист. Его надводные листья напоминают стрелы, а подводные похожи на длинные ленты. Иногда поверхность водоема бывает покрыта крошечными растениями. Это ряска. У нее нет листьев. Это плоские, похожие на круглые пластиночки стебли, похожи на листья. Стебли ряски срастаются, образуя плотный ковер, покрывающий поверхность водоема. В более глубоких участках реки или озера лучи солнца не проникают в глубину. Вода здесь холодная. Здесь обитают водоросли. Водоросли отличаются от наземных растений тем, что у них нет стеблей, листьев и корней. Они могут жить на большой глубине.

Гигрофиты - наземные растения, приспособленные к обитанию в условиях избыточного увлажнения, преимущественно в сырых лесах, на болотах

Мезофиты – растения умеренно увлажненных местообитаний, могут переносить временную засуху. Это луговые травы, многие лесные травы, лиственные деревья, большинство сельскохозяйственных культур и сорняков.

Ксерофиты – растения сухих местообитаний.

Животные по отношению к влажности Гидрофилы (водные) Мезофилы (промежуточные) Ксерофилы (привыкли к засухе)

Гидрофилы –животные любящие воду.

Мезофилы – обитают в районах с умеренной влажностью

Ксерофилы – это сухолюбивые животные, не переносящие высокой влажности.

1 грамм жира = 1 грамму воды

Воздух Без еды человек может обходится 5 недель, без воды – 5 дней, а без воздуха – самое большее 5 минут. Воздух – смесь газообразных веществ. Он состоит из азота, кислорода, углекислого газа, водяного пара и некоторых других газов. Кислород необходим для дыхания и поддерживает горение, углекислый газ используется растениями при образовании органических веществ. Состав воздуха относительно постоянный. В нем имеются примеси (в основном пыль)

Ветер – это движение воздуха распространяет плоды, и мелких животных.

Многим животным воздух нужен для передвижения. При низкой плотности воздуха и при небольшом его сопротивлении у многих животных развились крылья, с помощью которых они передвигаются в воздушном пространстве.

Воздух имеет низкую плотность. В его окружении находятся организмы, имеющие собственную опору (пучки прочных волокон, скелет). Мелкие организмы могут переносится только потоками воздуха (ветром).